Палеонтологи нашли древнего «песчаного червя "Дюны"» с мощными челюстями

Новый вид может изменить понимание эволюции древних рептилий.
Jaime Chirinos/Senckenberg Research Institute

Международная команда ученых обнаружила в Тунисе новый вид червеобразных ящериц. Terastiodontosaurus marcelosanchezi оказался крупнейшим известным представителем группы амфисбен, сообщает Научно-исследовательский институт Зенкенберга (Германия). Работа опубликована в журнале Zoological Journal of the Linnean Society.

В отличие от современных преимущественно подземных безногих ящериц, этот вид мог также обитать на поверхности. Окаменелость демонстрирует уникальные по мощи челюсти и специализированную зубную эмаль. Это свидетельствует о том, что животное питалось улитками.

Безногие ящерицы амфисбены на первый взгляд напоминают червей. Они могут ползать как вперед, так и назад благодаря тупому закругленному концу хвоста, роют длинные тоннели в земле. В новом исследовании ученые описали ранее неизвестный ископаемый вид.

Голова древней амфисбены была в длину больше 5 см — крупнейшая из всех известных. Если пропорции перенести на современнных змей, то найденная недавно ящерица была бы длиной 13 метров. Эта ящерица жила 56 миллионов лет назад. Ближайший ее современный родственник, по всей вероятности, североафриканский трогонофис — живородящая безногая ящерица из Северной Африки.

Фото: Wikipedia
Североафриканский трогонофис

Доктор Кристер Смит из Института Сенкенберга: «Мы полагаем, что необычный размер тела связан с более высокими температурами в этот период истории Земли».

У ящерицы экстремальная зубная морфология: массивный зуб в верхней челюсти, плоские моляры и ряд других особенностей, которые отличают ее от всех остальных амфисбен.

«Визуально можно представить это животное как "песчаного червя" из романов "Дюна". Основываясь на структуре зубов и необычно толстой эмали, мы можем предположить, что мышечная сила в их челюстях была огромна животные обладали огромной в челюстях», — объясняет Георгалиc.

«Североафриканский трогонофис любит питаться улитками, разгрызая раковины. Эта стратегия питания оказалась чрезвычайно и устойчивой — она сопровождает линию до наших дней», — добавляет Смит.