Биологи открыли существо, которому не нужен мозг, чтобы учиться
Обучение — одна из определяющих характеристик жизни, и каждое живое существо в той или иной степени обладает этой способностью.
Так, морские актинии Nematostella vectensis способны к удивительно сложному обучению, сообщили в Университете Фрайбурга (Германия). Животные с бОльшими умственными способностями могут легко связать стимул с реакцией и изменить свое поведение. Например, если вы обнаружили, что прикосновение к горячей плите вызывает боль, то, по всей вероятности, изменили свое поведение, чтобы предотвратить повторение ситуации.
Считается, что способность запоминать такие вещи появилась по мере развития нервной системы, регулирующей силу и пластичность синапсов в мозгу. Но не у всех животных есть мозг. Морские анемоны и медузы имеют децентрализованную нервную сеть.
В ходе эксперимента авторы нового исследования слегка били актиний током одновременно включая свет. В ответ на болевой раздражитель актинии втягивают щупальца. Довольно быстро актинии научились втягивать щупальца только в ответ на включение света. Если для более сложных организмов это довольно очевидная реакция, то от кишечнополостных можно было ожидать разного, а подобные эксперименты в последний раз проводились более 40 лет назад. Правда, обучение прошло успешно только у 72% испытуемых. Научная статья вышла в Proceedings of the National Academy of Sciences.
До сих пор неясно, имеют ли актинии те же типы нейромодуляторов (например, серотонин или дофамин), что и мы, или их способность вырабатывать поведение в ответ на стимулы развивалась независимо. Исследователи предполагают, что эта способность кишечнополостных к обучению является примером «воплощенного познания» и побуждает к исследованиям памяти у организмов, не имеющих мозга.
Новое исследование раскрывает ключевой механизм формирования воспоминаний в мозге
Исследование: корица может влиять на память и обучение человека
Российские ученые выяснили причину разрушения нервных клеток при деменции