Ископаемые пни показывают, как грецкие орехи когда-то процветали в Арктике

Florida Museum/University of Florida
Настоящий «Ледниковый период»: древние арктические белки старательно готовились к зиме, но она затянулась на миллионы лет.

Эти заполярные древние пни настолько велики, что их впервые заметили с самолета. Они выглядят странно на острове, где вообще мало что растет, не говоря уже о больших деревьях. Изучение остатков этих деревьев дало возможность заглянуть на 45 миллионов лет назад, когда Арктика была гораздо более уютным местом, а также помогло открыть три неизвестных вида грецкого ореха. Об этом сообщает Флоридский музей естественной истории, научная статья вышла в International Journal of Plant Sciences.

Деревья растут на Аксель-Хейберге, седьмом по величине острове Канады. Он находится севернее почти всей Гренландии; там так холодно, что даже инуиты покинули его к тому времени, как туда прибыли европейские исследователи. Сегодня там отрабатывают выживание на Марсе и изучают глобальное потепление. Главная достопримечательность — ископаемый лес некогда могучих деревьев, от которого сохранились пни и корни.

«Когда вы заходите на это место, первое, что вы замечаете, — это эти большие пни, диаметром в метр или больше, и они все еще укоренены в почве. Ближайшие живые деревья находятся в 3000 километрах отсюда», — говорит профессор Джеймс Бейсингер из Университета Саскачевана (Канада).

Это остатки деревьев, которые процветали в эпоху эоцена, когда планета была намного теплее из-за высокого содержания углекислого газа в атмосфере. Считается, что среднегодовая температура на широте всего в 11 градусов превышала 10°C . Тем не менее, арктические зимы были такими же темными. Следовательно, остров дает представление о том, как могли бы выглядеть леса в условиях, когда лето достаточно теплое, но солнечного света нет в течение нескольких месяцев. Возможно, нас ждет что-то подобное в скором времени.

Фото: Shutterstock.com

Деревья на Аксель-Хейберге вырастали до 40 метров и, возможно, достигали преклонного возраста. Деревья и их орехи так хорошо сохранились, потому что оказались мумифицированы и не подверглись более распространенным формам окаменения. Лес был погребен под болотом, прежде чем бактерии или грибки смогли разложить деревья.

Бейсингер отметил: «В одном случае грецкие орехи были сконцентрированы в одном месте, возможно, спрятанные там животными».

Какие-то арктические протобелки, видимо, готовились к зиме.

Компьютерная томография орехов помогла идентифицировать три вида, которые ранее не были зарегистрированы. Это самые северные из когда-либо найденных грецких орехов, и одни из самых древних. Виды были названы Juglans eoeoarctica, J. Nathorstii и J. Cordata. Работа подтверждает недавние теории о том, что грецкий орех возник в Северной Америке или Европе в более теплые времена, а затем распространился в Азии.