Психологи: социальные сети влияют на способность детей к концентрации

Новые данные показывают, что дети, проводящие много времени в соцсетях, теряют способность сосредотачиваться.
Shutterstock AI/Shutterstock/FOTODOM

Исследование Каролинского института (Швеция) показало, что дети, проводящие много времени в социальных сетях, могут терять способность к концентрации. Это заключение основано на анализе данных более чем 8000 детей в возрасте от 10 до 14 лет. Работа опубликована в журнале Pediatrics Open Science.

В ходе исследования в течение четырех лет наблюдали 8324 детей в возрасте 9-10 лет в США. Дети сообщали, сколько времени проводят в социальных сетях, смотрят телевизор/видео и играют в видеоигры, а их родители оценивали уровень внимания и гиперактивности/импульсивности.

Влияние социальных сетей

Выяснилось, что у детей, проводивших значительное количество времени в социальных сетях, ухудшилась способность к концентрации внимания. Однако аналогичной связи не наблюдалось при просмотре телевизора или играх в видеоигры.

«Наше исследование показало, что именно социальные сети влияют на способность детей концентрироваться. Социальные сети постоянно отвлекают внимание уведомлениями, и уже сама мысль о новом сообщении может отвлекать. Это мешает сосредоточиться и объясняет связь с проблемами концентрации», — отметил Торкель Клингберг, профессор когнитивной нейронауки Каролинского института.

Исследование не выявило связи между использованием социальных сетей и гиперактивным или импульсивным поведением. 

Рекомендации

Ученые подчеркивают, что их результаты не означают, что все дети, пользующиеся социальными сетями, испытывают проблемы с концентрацией. Тем не менее, исследование дает основания для обсуждения возрастных ограничений.

В ходе исследования среднее время, проводимое детьми в социальных сетях, увеличилось с 30 минут в день в 9 лет до 2,5 часов в 13, несмотря на то что многие платформы устанавливают минимальный возрастной ценз в 13 лет.

«Мы надеемся, что наши результаты помогут родителям и политикам принимать обоснованные решения о здоровом потреблении цифровых технологий, которые будут способствовать когнитивному развитию детей», — заявил Сэмсон Нивинс, научный сотрудник Каролинского института.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram