Исследование: средневековая чума не была насколько масштабной, как считалось
Поскольку пыльцевые зерна прочные и очень долго сохраняются, можно подсчитать распространенность разных растений в каждом слое отложений. Пыльца позволяет реконструировать общий растительный ландшафт и его изменения во времени. А произрастающие на разных территориях растения проливают свет на землепользование и историю сельского хозяйства.
Считается, что между 1346 и 1353 годами чума прокатилась по Европе и убила от 30% до 50% процентов населения. Такие выводы по большей части основываются на письменных источниках того времени.
В новом исследовании международная команда ученых использовала 1634 образца ископаемой пыльцы из 260 озер и болот 19 европейских стран. Этот огромный объем материала позволил выявить демографические последствия черной смерти на континенте. Если бы треть или половина населения Европы умерла в течение нескольких лет, можно было бы ожидать резкого падения масштабов сельского хозяйства.
Научная работа опубликована в Nature Ecology & Evolution, сами исследователи рассказывают о своих результатах в Сonversation.
Выяснилось, что ущерб от пандемии черной смерти был не таким всеобщим, как считается, и не всегда катастрофическим. Действительно в некоторых частях Европы возделываемые площади после прихода чумы резко сократились. Так было, например, в Южной Швеции, центре Италии, Франции, Германии и Греции. Однако в других регионах, таких как Каталония или Чехия, заметного снижения воздействия человека на ландшафт не наблюдалось. В других же, таких как Польша, страны Балтии и Центральная Испания, трудоемкое земледелие даже увеличилось — колонизация и сельскохозяйственная экспансия там продолжались непрерывно на протяжении всего Средневековья.
«То, как жили люди (75–90% европейцев тогда проживали в сельской местности), как часто, как далеко и каким способом они передвигались, могло повлиять на течение пандемии. Торговля зерном, которая помогала крысам мигрировать, могла быть еще одним важным фактором, как и климат. Региональные болезни могли стать еще одной такой переменной, не говоря уже о питании и том, как оно распределялось. Эти данные должны предостеречь от поспешных выводов о распространении и влиянии самой печально известной пандемии в истории. Тем более что черная смерть часто используется в качестве модели для других пандемий», — заключают исследователи.