В ДНК девочки VII века из английского Кента обнаружили 33% западноафриканских генов
Крупнейшее из когда-либо проведенных исследований раннесредневекового населения выявило множество индивидуальных и семейных историй. Эксперты проанализировали ДНК более 460 скелетов из 37 археологических памятников. Работу курируют ученые из Университета Центрального Ланкашира (Великобритания) и Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия). Результаты опубликованы в журнале Nature и специальном выпуске Current Archaeology.
В анализе использовано генетическое секвенирование нового поколения, оно дает беспрецедентную информацию о миграции, традициях и потерях в раннесредневековых семьях Англии, сообщили в университете.
Анализ показал, что около 76% предков раннесредневекового английского населения происходили из современной северной Германии и южной Скандинавии, что является убедительным доказательством массовой миграции германских племен на Британские острова после ухода римлян.
Одна из самых ярких находок — ДНК молодой девушки, похороненной в графстве Кент в начале VII века. Она умерла в возрасте 10 или 11 лет и была похоронена почти так же, как и другие люди раннего средневековья в Апдауне, недалеко от Истри. Ее сопровождал очень типичный погребальный инвентарь — горшок, костяной гребень, нож и ложка — и ничто не указывало на то, что с ней обращались иначе, чем с другими людьми. Однако генетическое исследование показало, что ее происхождение сильно отличалось от происхождения людей, похороненных вокруг.
33% ее ДНК указывают на западноафриканское происхождение и больше всего напоминают группы эсан или йоруба. Ее африканские гены пришли со стороны отца — возможно, дедушки или прадедушки.
Еще более увлекательным в этом открытии является то, что две взрослые женщины, сестры, похороненные рядом, имели преимущественно континентальное североевропейское происхождение с компонентом из современной Франции/Бельгии. Они были двоюродными тетями девочки, каждая была похоронена с характерными предметами. Это наборы для подвешивания на поясе, бусы, ножи, расчески и ложки. Все это указывает на то, что они были частью богатой семьи того периода. Тот факт, что и женщины, и девочка были похоронены одинаково и рядом, говорит, что, несмотря на иное происхождение, девочка считалась таким же членом этой англосаксонской семьи.
Еще есть подросток, найденный на Вест-Хеслертоне, раннесредневековом кладбище в Йоркшире. Было обнаружено, что этот ребенок имеет почти 100% континентальное североевропейское происхождение. Он был похоронен с брошью, из Скандинавии датируемой концом V или началом VI века. При нем также нашли бусы и нож. Традиционно этот инвентарь мог считаться обычным для девушки или женщины: но генетика определила, что это был парень. Изотопы показали, что он вряд ли родился в этой местности и поэтому, вероятно, был одним из первых переселенцев в постримский Йоркшир.
Профессор Дункан Сэйер, руководитель проекта, археолог из Университета Центрального Ланкашира: «Существует множество причин, по которым человека могут похоронить в таком костюме. Особенно если принять во внимание возраст и дату смерти. Для мальчиков в то время было обычным делом носить одну брошь — римляне носили броши, чтобы застегивать одежду, часто на плече. Также возможно, что брошь не имела отношения к полу, а просто была заветным напоминанием о доме — мы не можем знать наверняка, но это прекрасное и очень личное открытие».
В другом месте, в Восточной Англии, на кладбище недалеко от базы Королевских ВВС Лейкенхит, есть двойная могила, в которой похоронены двое подростков. Мальчик примерно 15 лет с ножом и пряжкой был похоронен рядом с девочкой в возрасте около 12 лет.
Доктор Стефан Шиффлес, руководитель проекта, генетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии: «Митохондриальная ДНК этих двоих указывает на то, что они были родственниками первой степени. Похоже, эта пара была старшим братом и младшей сестрой, и их похоронили в одно и то же время».
Рядом находится третье захоронение — пожилого мужчины, найденного с копьем, ножом и черепком глиняной посуды, у которого была та же Y-хромосома, что и у мальчика. Однако их митохондриальная ДНК отличалась, что позволяет предположить, что мужчина был отцом подростков. Учитывая возраст этого человека, вполне вероятно, что он присутствовал при их похоронах и, возможно, положил рядом с ними найденные археологами предметы.
Удалось идентифицировать и перемещения одной женщины, найденной в Бакленде (Дувр, Кент) — исключительно на основе изучения следов воды, которую она пила при жизни.
«Вода, которую мы пьем, оставляет химические сигнатуры, изотопы в зубах и костях. Изотопы этой женщины показывают, что она не родилась в Кенте, а переехала туда, когда ей было 15-25 лет», — говорит доктор Сэм Леггетт, археолог из Эдинбургского университета.
Этой женщине было 25-35 лет, когда она умерла, и у нее было почти 100% континентальное североевропейское происхождение. Скорее всего, она родилась в Скандинавии. Как же она оказалась в Кенте? Переехала для замужества? Ее обменяли?
Никто на кладбище не был идентифицирован как биологический родственник этой женщины. Более того, она была найдена с золотым брактеатом, подвеской, сделанной из монеты, распространенной в Северной Европе. Это позволяет предположить, что женщина была значимой личностью, по крайней мере, для тех, кто ее хоронил.
Профессор Дункан Сэйер резюмировал: «Исследование является прорывом: оно бросает вызов нашему восприятию и пониманию древней Англии. Наша работа показывает, что миграцию сюда нельзя рассматривать как единое событие. Скорее, она состоит из множества различных нитей — отдельных людей и семей, адаптирующихся к новым обстоятельствам. Удивительно, что мы можем сплести эти нити вместе, чтобы создать ткань их историй и, таким образом, богатый и сложный гобелен нашего собственного прошлого».
В Британии обнаружены десятки королевских могил эпохи короля Артура
В Шотландии нашли древний камень с загадочными символами пиктов