Кто они — сарматские «амазонки» Южного Урала: историки исследовали древние погребения

ЮУрГУ
«Действительно ли женщин ранних кочевников имел ввиду Геродот, повествуя об амазонках?»

На Южном Урале нередки женские погребения с предметами вооружения. По результатам масштабного их анализа в высокорейтинговом научном журнале Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia (Q1) вышла статья российских ученых, сообщили в ЮУрГУ.

«Основной вопрос: действительно ли женщин ранних кочевников имел ввиду Геродот, повествуя об амазонках? Есть ли этому подтверждения в памятниках археологии? Является ли оружие в женских погребениях доказательством существования женщин-воительниц? Имеем ли мы здесь дело с социальными реалиями — женщинами, непосредственно участвовавшими в военных действиях, или оружие в женских погребениях являлось символом других отношений — гендерных, статусных, иерархических? Археологические памятники Южного Урала — курганные могильники раннего железного века, представляют собой полноценный источник для изучения этого вопроса», — говорит руководитель исследования, доктор исторических наук Наталья Берсенева.

В рамках исследования были обобщены материалы более 500 погребений (инвентарь, антропологические определения, характеристика могильных конструкций и т.д.). В 24 женских погребениях были найдены предметы вооружения. Преимущественно это колчаны со стрелами, клинковое оружие является редкостью. Более двух третей женщин, погребенных с предметами вооружения, умерли молодыми: в возрасте 25–35 лет.

Устойчивой закономерности между возрастом умершей и наличием вооружения ученые не обнаружили. Необходимо провести дополнительное исследование внутри возрастных групп.

«Женские погребения с предметами вооружения обнаружены в курганах всех социальных слоев — от скромных насыпей до "царских" курганов. Это отчасти отвечает на часто задаваемый исследователями вопрос — составляли ли "амазонки" определенный социальный слой или вооруженные формирования на постоянной основе. Очевидно, что женщины ранних кочевников Южного Урала, погребенные с оружием, ни того, ни другого собой не представляли и имели различный социальный статус, принадлежали к разным слоям общества, от элиты до рядовых кочевников. Значительная часть из них была обнаружена в коллективных и парных захоронениях, в том числе с детьми», — говорит ученый.

Но что именно символизировало оружие в погребениях женщин — профессию, социальный статус? Археологические материалы не дают определенного ответа. Эпоха ранних кочевников Южного Урала до сих пор остается практически неисследованной с точки зрения реконструкции жизни людей. Ученые пришли к выводу, что женщины ранних сарматов умели обращаться с оружием дистанционного боя, а некоторые, вероятно, и с холодным. Жизнь скотоводов была полна опасностей, и владение оружием повышало шансы на выживание и женщины, и ее потомства.

Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами

«Скифская амазонка» из Тувы оказалась маленькой девочкой