Российские астрономы обнаружили десятки новых пульсаров

Как минимум некоторые из них — источники загадочных коротких вспышек, открытых недавно.
Shutterstock

Ученые из Пущинской радиоастрономической обсерватории и других российских организаций за несколько лет обнаружили 39 новых пульсаров — это больше 10% всех известных звезд такого типа. Научная статья опубликована в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества».

Пульсары — это тип нейтронных звезд. Считается, что они остаются после взрыва сверхновой. При этом масса пульсара примерно как у нашего Солнца, максимум — в 2,1 раза больше. А вот радиус — в 100 000 раз меньше, то есть всего около 10 км. Будучи такими маленькими, пульсары вращаются с огромной частотой, что превращает их в чрезвычайно сильные электромагниты.

Пульсары получили название из-за того, что испускают лучи электромагнитного излучения, которые из-за вращения «пульсируют», как свет маяка. Эти лучи обычно обнаруживаются как короткие всплески радиоизлучения, и российские астрономы использовали для поиска радиотелескоп с большой фазированной решеткой, работающего на определенной частоте — 111 МГц.

«Ежедневные круглосуточные наблюдения проводились в течение примерно 3000 дней. Продолжительность сеанса наблюдения по каждому направлению неба составляла 3,5 минуты в сутки», — говорится в сообщении.

При этом ученые использовали подход, который позволил в 35-40 раз увеличить чувствительность оборудования по сравнению с наблюдениями за один сеанс. Поиск проводился по спектрам мощности, а потом данные суммировались, что позволило увидеть даже слабые пульсары.

В результате выявлены 330 объектов с регулярным излучением, из них о 39 ранее не сообщалось.

В препринте статьи, размещенном в базе arXiv, также уточняется, что некоторые объекты можно характеризовать как вращающиеся радиотранзиенты. Этот подкласс пульсаров открыт менее 20 лет назад. Их отличительной особенностью является то, что они, предположительно, продуцируют очень сильные, но нерегулярные всплески излучения. При этом об их природе известно пока очень мало, и ученые заинтересованы в том, чтобы обнаружить как можно больше таких объектов.