Российский ученый объяснил, почему Илону Маску не удастся добывать топливо из атмосферы Марса
Главный специалист отдела физики планет Института космических исследований РАН Александр Трохимовский рассказал, почему Илон Маск не сможет добывать метан для ракет из атмосферы Марса.
За три года изучения атмосферы Красной планеты марсианский орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) российско-европейской миссии ExoMars 2016 не обнаружил следов метана. Такие же результаты получили и европейские ученые, получавшие информацию с прибора NOMAD (Nadir Occultation MArs Discovery), установленного на TGO.
Однако марсоход НАСА Curiosity и орбитальный аппарат Mars Express зафиксировали выбросы метана в марсианскую атмосферу. На основании этой информации предприниматель Илон Маск планирует заправлять ракеты прямо на Марсе, добывая метан из атмосферы. Ракетные двигатели Raptor, разрабатываемые компанией Маска SpaceX, рассчитаны на заправку на Красной планете.
«Даже если ориентироваться на измерения американского марсохода, которые говорят, что в атмосфере Марса присутствуют какие-то величины метана, то даже в этом случае они ничтожны, — цитирует Трохимовского РИА "Новости". — Добыть именно из атмосферы метан, даже если бы он там был в ожидаемых значениях 0,5 миллиардной доли единицы объема, а это очень мало, и учитывая, что атмосфера Марса разреженная, совершенно нет никакой возможности».
Уже три года ведутся споры о том, почему данные российско-европейской миссии расходятся с информацией, полученной американцами. Александр Трохимовский предполагает, что в данные НАСА закралась ошибка — либо сбой аппаратуры Curiosity, либо недочеты методики или интерпретации результатов.
Как объяснил российский ученый, аппарат TGO изучает атмосферу Марса на всех высотах — от своей орбиты до поверхности планеты. Однако максимальная чувствительность приходится на диапазон от 5 до 10 км. Поэтому НАСА предполагает, что метан на Марсе есть, но быстро разрушается: таким образом, марсоход его фиксирует, а орбитальные приборы — нет.
Трохимовский не исключает наличия небольшого количества метана на Марсе: газ может быть продуктом вулканической активности, понемногу выделяться изо льда или даже производиться бактериями. Но это слишком несущественные количества, добавил ученый. «Получается, что в марсианской атмосфере летают одиночные атомы, которые мы пытаемся поймать», — сказал он.
Других миссий по поиску метана в марсианской атмосфере в ближайшие годы не запланировано, поэтому неопределенность данных сохранится. Однако российский ученый уверен, что это не остановит планов Маска.