Ученые рассказали, какое поведение родителей лучше всего влияет на развитие мозга ребенка
Ученым давно известно, что опыт, полученный в детстве, играет важную роль в развитии мозга и особенностей поведения. В течение последних 15 лет ученые из Калифорнийского университета изучали развитие детского мозга.
Результаты многочисленных экспериментов на животных и людях показали, что непредсказуемое или непоследовательное поведение родителей может нарушить развитие систем мозга ребенка, отвечающих за эмоции. Это может привести к повышенному риску психических заболеваний и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни. Научная публикация вышла в Science, о ней рассказывает Сonversation.
В качестве исходной точки ученые использовали знания, как развиваются сенсорные системы мозга, такие как зрение и слух. Сигналы окружающей среды важны для сенсорного развития. Например, если младенец не может адекватно видеть из-за каких-то внешних причин, у него может развиться дефицит зрения на всю жизнь. Точно так же у младенца, который не может различать образцы и последовательности повседневных звуков из-за частых ушных инфекций, могут развиться проблемы со слухом на всю жизнь. Поскольку родители являются основным источником информации, которую ребенок получает из окружающей среды, было бы разумно предположить, что родительские сигналы имеют решающее значение для развития мозга.
Предыдущие исследования показали, что поведение близких взрослых и то, как они реагировали на потребности ребенка, было важно для эмоционального роста. Отсутствие реакции, например, из-за пренебрежения, было связано с повышенным риском эмоциональных проблем у ребенка в более позднем возрасте. Однако многие исследования были сосредоточены на влиянии «хорошего» или «плохого» поведения родителей. Мало внимания уделялось предсказуемости и последовательности.
Предсказуемый и последовательный родитель — это тот, кто одинаково реагирует на новые ситуации, например, когда ребенок падает или просит новую игрушку. Предсказуемость также означает, что ребенок знает, кто заберет его из школы, когда он может ожидать обед, ужин или время отхода ко сну.
Анализируя влияние этого, ученые сначала провели исследования на мышах и крысах, а затем людях, наблюдая, как ведут себя матери во время специально смоделированных игровых сессий, как их действия влияют на эмоциональное и когнитивное развитие детей.
Чтобы количественно оценить материнское поведение, измерили степень, с которой одно действие помогало предугадать следующее. Например, вероятность того, что мать заговорит с ребенком и покажет ему игрушку во время специальной игры, была хорошим показателем того, как часто она будет брать ребенка на руки. Также учитывали другие аспекты воспитания и окружения, например, социально-экономический статус. Развитие детей оценивали, применяя когнитивные и эмоциональные тесты, а также поведенческие опросники.
Во всех экспериментах обнаружилось, что предсказуемые модели поведения родителей приводят к улучшению эмоционального и когнитивного состояния их детей в более позднем возрасте. Хотя исследования были сосредоточены в первую очередь на матерях, весьма вероятно, что те же самые принципы применимы и к отцам.
Результаты показывают, что не только «хорошее» или «плохое» отношение влияет на ребенка. Для эмоционального развития мозга не менее важно, чтобы родители воспитывали его предсказуемо и последовательно.