Глобальное потепление заставит нас эволюционировать?
Разобраться в теме нам помогла антрополог, доктор биологических наук, профессор Елена Година.
Климат меняется, и животные вслед за ним. Всем обитателям Земли, включая людей, придется приспосабливаться к новым климатическим условиям.
Биологи из Австралии отмечают, что теплокровные животные уже поменяли свой облик, приспосабливаясь к потеплению. Например, у некоторых видов австралийских попугаев с 1871 года в среднем увеличился размер клюва на 4–10%, и это коррелирует с повышением ежегодной летней температуры. Также вытянулся клюв у североамериканских темноглазых юнко — разновидности небольших певчих птиц, что также связано с терморегуляцией. Изменения коснулись даже млекопитающих. У некоторых грызунов удлинились хвосты, а у вида масковая бурозубка одновременно подросли и хвост, и ноги.
В целом зоологи регистрируют однотипные изменения морфологии животных, связанные с глобальным потеплением, а именно: увеличение ушей, хвостов, клювов и конечностей. Эти выступающие части западные биологи называют словом appendages (что можно перевести как «придатки», «выступающие части», «отростки») и отмечают, что именно они играют важную роль в терморегуляции. Еще в 1877 году американский зоолог Джоэл Аллен заметил закономерность: теплокровные животные, которым приходится жить в более жарком климате, имеют более крупные выступающие части тела, чем их сородичи, живущие в холодном климате. Теперь по мере потепления на планете appendages многих животных увеличиваются, чтобы лучше отводить избыток тепла от тела.
«Смена облика не означает, что животные справляются с изменением климата и что все в порядке, — говорит об этих метаморфозах орнитолог Сара Райдинг из Университета Дикина. — Это говорит лишь о том, что они развиваются, чтобы выжить, но мы не уверены, каковы другие экологические последствия этих изменений. Действительно ли все виды способны измениться и выжить?»
А что же произойдет с человеком?
Экологические правила, которые актуальны для животного мира, распространяются и на людей. Антропологи давно заметили, что адаптация к климату формирует определенную морфологическую структуру тела. У коренных народов, издавна живущих в условиях экстремальной жары, более длинные конечности и широкие носы, а у северных народов, напротив, укороченные руки и ноги и узкие носы. Наглядной иллюстрацией «правила Аллена» могут служить, например, представители африканского народа тутси и коренные эскимосы.
Сначала будут умирать старики, потом — младенцы, затем одни и другие. И в итоге мало кто останется, разве что какие-то дикие группы. И вот они будут приспосабливаться.
Насколько климат важен для современного человека и сможет ли он адаптироваться к глобальному потеплению? Мы спросили у антрополога Елены Годиной — доктора биологических наук, профессора, заведующей кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКСМиТ, заведующей лабораторией ауксологии человека НИИ и Музея антропологии МГУ.
«Приспособление к климату действительно существовало на заре человечества, когда люди расселялись по самым разным климато-географическим нишам, — рассказала нам Елена Година. — В ходе адаптации образовались отчетливые типы, которые мы наблюдаем до сих пор. Об этом очень хорошо написала выдающийся российский антрополог Татьяна Ивановна Алексеева: в ее книге "Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты)" упоминается шесть адаптивных типов. Крайние варианты можно увидеть у населения пустынь и населения арктической зоны. В чистом виде такие типы мы можем обнаружить только среди представителей коренных народов: например, у эскимосов, которых осталось очень мало, и у жителей африканских пустынь — в частности, у группы населения, которая говорит на языке суахили. У этих африканцев вытянутые удлиненные конечности, увеличенная поверхность тела».
Может ли эволюция человека пойти вспять, если на планете существенно потеплеет? Могут ли северные народы вернуться к исходным адаптивным приспособлениям к жаре, которые были у их древних предков из Африки? Если такое (гипотетически) произойдет, то, вероятно, человек будущего будет больше похож на описание тропического типа из классификации Т. И. Алексеевой. Его отличает вытянутая форма тела и долихоморфия пропорций: короткое, узкое туловище и длинные конечности. Такое телосложение увеличивает поверхность тела, а значит, и поверхность испарения. У жителей тропиков больше, чем у других, количество потовых желез кожи и выше интенсивность потоотделения, при этом снижен уровень обменных процессов и синтез эндогенных жиров. Проще говоря, люди, адаптированные к жаре, — длинные и худые.
Организмы людей будущего будут приспосабливаться к жизни в тех условиях — на тех планетах и других космических объектах, где люди будут жить.
Однако тропическая зона неоднородна, некоторые районы более засушливые, другие — более влажные. Жители тропических пустынь имеют еще более выраженный астенический тип телосложения: стройное вытянутое тело, уплощенная грудная клетка, слабая мышечная система, пониженное содержание жира, конечности длиннее туловища. У людей, живущих в жарком и сухом климате, понижен уровень метаболизма, холестерина и зачастую минерализации скелета.
Антрополог Елена Година считает, что человек не сможет эволюционировать за короткое время. «Если климат пойдет меняться с такой скоростью, что мы будем думать о приспособлении человеческого тела к этим климатическим изменениям, то тогда и тела, скорее всего, не останется, — считает эксперт. — Потому что будет огромная убыль населения — по самым разным причинам. Сначала будут умирать старики, потом младенцы, затем одни и другие. И в итоге мало кто останется, разве что какие-то дикие группы. И вот они будут приспосабливаться. Но это уже сюжеты футурологических фильмов и самых кошмарных антиутопий».
Гораздо скорее мы почувствуем влияние климатических изменений через глобальные катастрофы, считает Елена Година. По мнению антрополога, человек лучше, чем животные, защищен искусственной средой: «В отличие от животных, у нас все-таки есть культурная среда и поэтому мы лучше защищены. Мы создали себе достаточно комфортные условия для жизни и регулируем их по мере сил. Хотя с точки зрения природы, может, это и не есть хорошо, но все эти наши кондиционеры и прочие установки — это наше отличие и преимущество, если стоит задача выживания нас как вида».
Александр Кононов — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института системного анализа РАН, член Российского философского общества РАН — идет еще дальше и считает, что технический прогресс обеспечит неуничтожимость человечества. «Я считаю, что путь человечества — это переход от состояния планетарной цивилизации к цивилизации космической. Это будет спасительно и для людей, и для климата, и для животного мира, — рассказал нам Александр Кононов. — Естественно, организмы людей будущего будут приспосабливаться к жизни в тех условиях — на тех планетах и других космических объектах, где люди будут жить, — в той степени, в какой не будет удаваться максимально приблизить жизнь в космосе к жизни на Земле».