Золотарник: растение-завоеватель
Красивый и вредный
Золотарник долго казался безобидной декоративной культурой. Родина этой эффектной травы с золотистыми соцветиями — Северная Америка. Но с начала ХХ века золотарник ухитрился распространиться по всему миру, заселив Сибирь, Европу, Азию и даже Африку. То есть все континенты за исключением Антарктиды. И средств остановить его шествие по миру нет.
Дело в том, что в основании вертикальных побегов золотарника формируется мощная мочка корней, которая полностью лишает другие растения возможности перехватить воду и органические вещества. А люди, ориентируясь на внешнюю привлекательность растения, и сами сажают его на своих землях.
— Один из опасных антигероев — золотарник канадский, растение-обманщик. Этому красивому цветку удалось обмануть всех — людей, цветоводов, дачников, ландшафтных дизайнеров и даже насекомых. Те прилетают к нему полакомиться нектаром. Цветы очень вкусно пахнут, но нектара в них почти нет, — биолог Сергей Новиков.
Обычный луг, прекрасное летнее разнотравье. Кажется, что это какой-то растительный хаос, где в полном беспорядке бьются за место под солнцем сотни видов растений. На самом деле, это пример тонко настроенного природного баланса, в котором каждое, самое маленькое и незаметное растение имеет свое место и только ему отведенную роль. Но стоит появиться здесь чужаку, как равновесие, которое природа совершенствовала сотни тысяч лет, нарушается и начинается настоящая битва за выживание, в которой шансы на победу выше у видов-пришельцев, которых ученые называют инвазивными.
Инвазивные (от латинского «invasio» — «нашествие, нападение, набег»), — биологические виды, распространение которых угрожает аборигенному природному многообразию.
Пришельцы неоднократно проникали в сложившиеся биоценозы с изменением климата, русел рек и других естественных явлений, но природа справлялась с ними, пока культивировать захватчиков по недопониманию не стал сам человек, многократно увеличив риски распространения инвазивных видов. Сыграл роль и возросший объем перемещений людей по миру, ставших случайными перевозчиками микроскопических семян на обуви или одежде.
Интервенция в Россию
Золотарник попал в московские оранжереи еще во времена правления царя Алексея Михайловича в 1648 году. Любопытно, что в XVIII–XIX веке плети канадского золотарника использовали для наказания учеников за проступки и неприлежность в учебе. Потому второе название у растения — золотая розга.
Золотарник канадский относится к одному из самых крупных ботанических семейств Сложноцветные. Многие из них — давние и надежные союзники человека.
Например, к сложноцветным относятся многие пищевые культуры — подсолнечник, топинамбур, цикорий и артишок, в медицине используются полынь, календула, расторопша и тысячелистник, а клумбы украшают сложноцветные декоративные растения — георгины, астры, маргаритки, циннии. Но золотарник канадский — вовсе не мил.
На наших просторах растет и свой, местный вид золотарника — золотарник обыкновенный. Но он гораздо менее красив и декоративен, чем его заокеанский собрат.
Опаснее борщевика
Какие же суперспособности позволили этому внешне беззащитному растению стать таким успешным захватчиком? И почему ученые говорят, что появление золотарника для нас опаснее, чем нашествие борщевика?
Любому растению для укоренения и роста необходимы подходящие условия. Одни не терпят засухи, а другие погибают от лишней влаги, третьим грозит вымерзание от холодов, а другие погибают под палящими лучами солнца или неподходящего состава почвы. Но только не золотарник. Его суперспособности позволяют адаптироваться растению к самым экстремальным условиям и температурам.
Золотарник канадский действительно настоящий экстремал-выживальщик! Его семена способны переносить охлаждение до температуры в -25 ℃ и сохраняют всхожесть на протяжении 20 лет. То есть зимостойкость — не проблема для пришельца. Он тенелюбив, но легко и охотно растет на лугах, где нет никакой защиты от солнца, и первым прорастает даже на местах пожарищ или наводнений.
Одно только растение дает при созревании до 100 тысяч семян, а сам плод напоминает парашют одуванчика и разносится ветром на очень далекие расстояния. Всхожесть имеет 99%.
Внимание, аллергики!
Плодоносит золотарник гораздо позже, чем все его соседи по биотопу — зацветает в конце лета, а семена созревают в конце сентября-начале октября. И это — очень плохая новость для тех, кто подвержен аллергии. В соцветиях из микроскопических корзинок очень много пыльцы. Высокий рост растения и открытый ландшафт создают облачка взвеси аллергенов, вызывающих осеннюю вспышку сенной лихорадки.
При этом концентрация аллергена золотарника канадского настолько высока и агрессивна, что может вызвать реакцию даже у того, кто никогда не был склонен к аллергическим реакциям.
— Для любого из нас соседство с этим чужаком может оказаться весьма опасным. Изумрудная зелень канадского золотарника скрывает еще одну проблему, разобраться с которой мы можем, только нагнувшись вниз. Это последние оставшиеся прошлогодние стебли золотарника. Они хрупкие, легко ломаются и покрывают легковозгораемым ковром почву, вырабатывая сами в массе высокую температуру. Из-за этого дачникам, которые не убрали сухостой золотарника с участка, положен внушительный штраф, — д.б.н., профессор, главный научный сотрудник Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН Николай Лащинский.
Еще и ядовитый
Учитывая мощную корневую систему, высочайшую выживаемость и плодовитость, золотарник быстро заполоняет ареалы, выживая аборигенов лугов и пастбищ.
— Это большая угроза сельскому хозяйству и животноводству. Заросли золотарника способны заполонить собой все, оставшись монодоминантным, уничтожая биоразнообразие. Но он имеет жесткую структуру волокон и не применим в животноводстве. К тому же он вампир, буквально вытягивающий из почвы все подземные микроэлементы, делая ее мертвой, не плодородной, — агроэколог Антон Гладилин.
И ради достижения своей цели, а именно — уничтожения своих конкурентов, золотарник использует методы, совсем для растений нетипичные, он их травит.
Корневища золотарника выделяют ядовитые вещества — ингибиторы, подавляющие рост других растений.
Вследствие этого исчезает большинство луговых насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Таким образом, занимая новую территорию, золотарник полностью изменяет его животный и растительный мир.
Ингибиторы — вещества, которые замедляют или полностью блокируют химические и физиологические процессы
Можно ли победить агрессивное растение?
Как растение находит в себе силы противостоять человеку? Ведь у нас в арсенале мощные гербициды, которые успешно уничтожают самые живучие сорняки. Кажется, победить золотарник можно даже в том случае, если выкосить его заросли до того момента, как он отцветет и пустит по ветру свои многочисленные семена.
— Чтобы понять почему борьба с этим, казалось бы травянистым растением, крайне тяжела, нужно углубиться под землю. Причина — огромные подземные жирные побеги. Во-первых, горизонтальные корневища, в массе появляющиеся в основании побегов этого года, и расползающиеся, захватывающие новые плацдармы на будущий год. А во-вторых в основании вертикальных побегов формируется мощная мочка корней, полностью лишающая другие растения возможности перехватить питательные вещества и воду. Другим он шансов не дает, — д.б.н., профессор, главный научный сотрудник Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН Николай Лащинский.
Перспективы
Ученые уверяют, что по степени агрессивности золотарник канадский сравним с колорадским жуком и борщевиком Сосновского. Чем закончится его поход по нашим землям, предсказать пока невозможно. Одно точно — бдительность терять нельзя. Заметив золотарник канадский вблизи своего земельного участка, не стоит поддаваться его обаянию.
— Кому-то может показаться, что яркие красивые и ароматные цветы золотарника — романтично, особенно на фоне воды, но ученые считают, что здесь сейчас происходит настоящая экологическая катастрофа. Золотарник вытесняет прежние аборигенные виды растений. Вместе с ними уходят насекомые. Уходят насекомые — меняется экосистема в целом. И возможно, что былого разнотравья и богатства флоры и фауны мы уже здесь никогда не увидим,— биолог Сергей Новиков.
В статье использованы материалы цикла «Пришельцы среди нас» телеканала «Наука».