Книги vs аудиокниги: что говорит наука о разных способах восприятия текста

В эпоху цифровых технологий, когда любую информацию можно получить в аудиоформате, бумажные книги продолжают занимать важное место в нашей жизни. Почему так происходит? Современные исследования мозга показывают, что чтение и прослушивание текста активируют разные нейронные механизмы, каждый из которых имеет свои преимущества, пишет Science Alert.
Когда мы читаем, в нашем мозге происходит сложный многоступенчатый процесс. Сначала зрительная кора распознаёт графические символы — буквы. Затем речевые центры преобразуют их в звуковые образы. Одновременно с этим префронтальная кора выстраивает логические связи между словами и предложениями, формируя целостное понимание текста.
Совершенно иначе мозг обрабатывает аудиоинформацию. В этом случае ему приходится решать сразу несколько сложных задач: сегментировать непрерывный звуковой поток на отдельные слова, удерживать в кратковременной памяти предыдущие фразы, анализировать интонационные особенности голоса и параллельно выстраивать смысловые связи между услышанными фрагментами. Такая многозадачность требует значительных когнитивных ресурсов.
Особенно заметна разница при работе со сложными текстами. Исследования показали, что при прослушивании научных материалов мозг активируется слабее, чем при их чтении. Этот феномен получил название «эффекта пассивного слушателя» — мы часто воспринимаем аудиоконтент как фоновый, не задействуя все аналитические способности. Дополнительные сложности создают технические ограничения аудиоформата: невозможно быстро вернуться к предыдущему абзацу или выделить ключевые моменты, как это делается при чтении.
Однако у аудиокниг есть свои неоспоримые преимущества. Для людей с дислексией они становятся настоящим спасением — избавляя от необходимости расшифровывать буквенные символы, аудиоформат позволяет сразу воспринимать смысл. Особенно эффективно аудирование работает с художественными текстами, где важную роль играет эмоциональная составляющая, и при изучении иностранных языков, когда необходимо уловить правильное произношение.
Современные нейропсихологи рекомендуют разумно комбинировать оба формата. Для изучения сложных материалов предпочтительнее традиционное чтение. Художественную литературу можно воспринимать на слух, но без отвлекающих факторов. При изучении языков оптимально сочетать оба способа. Главное — понимать сильные стороны каждого формата и использовать их осознанно.




