Дельфины могут слышать под водой зубами — исследование
Исследование анатомии челюстей дельфинов позволяет предположить, что они используют зубы как антенны для звуковых волн, что объясняет, как эти морские обитатели слышат и осуществляют эхолокацию под водой.
«Наши результаты подтверждают гипотезу о том, что дельфины используют свои зубы как часть развитой системы приема звука», — говорит Рё Кодера из Университета Цуруми в Японии.
Ученые давно знают, что дельфины и другие представители парвотряда зубатых китов обладают «лишними» зубами, которые не используют для жевания. В чем причина такой особенности, остается неясным.
Многие исследователи выдвигают гипотезу, что зубы дельфинов хорошо подходят для приема звуковых волн. Кохлеарный нерв, важная часть внутреннего уха, которая обрабатывает слуховые стимулы, соединяется с жиром в нижней челюсти дельфина. Это может значить, что зубы улавливают звуковые волны в воде для их передачи мозгу.
Кодера и его команда исследовали нижние челюсти нескольких видов зубатых китов: афалины, полосатого дельфина, тихоокеанского белобокого дельфина и малой косатки, а также домашней свиньи — для сравнения. С результатами можно ознакомиться в журнале The Anatomical Record.
В челюстях зубатых китов выявлены некоторые необычные особенности. Зубы сидят в челюсти более свободно, а альвеолярные лунки, в которых они вставлены, более губчатые и пористые, чем у наземных млекопитающих. Самое главное: через эти пористые структуры с зубами соединяются длинные и толстые пучки нервных волокон.
Нервные пучки у дельфинов усыпаны сенсорными рецепторами на концах и обернуты толстым слоем жировой ткани, что помогает электрохимическим сигналам быстрее проходить по проводящим путям. По толщине нервов можно предположить чувствительность зубов, сравнимую с тактильными волосками, используемыми некоторыми животными для ощущения прикосновения.
Эти результаты нельзя назвать окончательным доказательством прямой роли дельфиньих зубов в эхолокации или подводном слухе, подчеркнул ученый. «Будущие исследования должны быть сосредоточены на прямых физиологических и биомеханических экспериментах», — заключил он.