Исследование: гравировка, созданная древними людьми, может быть первой формой анимации
Во всяком случае, мы так себе это представляем. Новое исследование первобытных камней с гравировкой, найденных еще в XIX веке, показало: возможно, это было искусство, которое оживало при свете костра. Работа археологов из Йоркского и Даремского университетов (Великобритания) опубликована в журнале PLOS One, кратко о ней рассказывает ScienceAlert.
Ученые предполагают, что камни с вырезанными на них фигурками животных намеренно помещали рядом с горящим пламенем, возможно, для создания какого-то анимированного эффекта. Предполагается, что камнями обкладывали костер по периметру. Свои выводы исследователи основывают на сложном характере рисунков и признаках обесцвечивания, вызванного повышенными температурами.
«Ранее предполагалось, что тепловые повреждения, видимые на некоторых плоских камнях были вызваны несчастным случаем, но эксперименты с точными копиями артефактов показали, что повреждения больше похожи на те, что остались бы, если бы камни были намеренно помещены близко к огню», — говорит ведущий автор статьи Энди Нидхэм (Йоркский университет).
Многочисленные маленькие плоские камни, созданные в Европе более 10 000 лет назад, представляют собой большую загадку. Изделия, обнаруженные недалеко от французского города Монтаструк, не имеют очевидного применения. На 54 камнях, которые сейчас хранятся в Британском музее, вырезано 76 фигур животных. 40 изображали лошадей, семь — северных оленей, шесть — благородных оленей. На других вырезали птицу, волка и человеческую фигуру. Большинство живых существ были показаны в натуралистической позе, обращает на себя внимание точность анатомии.
Естественные выпуклости, трещины и изгибы на многих камнях были включены в картинку. Например, у одной лошади нога слилась с трещиной в камне. Но больше всего интригуют животные, которые странным образом наложены друг на друга, перекрывают одно другое.
Однако это не кажется странным, если рассматривать гравировку не как натюрморт, а как нечто гораздо более динамичное, что можно оценить в присутствии движущегося пламени, а не резкого дневного света. Исследователь палеолита и кинорежиссер Марк Азема сделал десять лет назад именно такое предположение относительно загроможденных сцен с животными на стенах пещеры.
Чтобы проверить эту гипотезу применительно к гравировке на камнях, исследователи создали 3D-модели камней и использовали виртуальную реальность, чтобы увидеть изображения расположенными близко к огню. Освещаемые колеблющимся отблеском костра, черты каменных поверхностей размывались, подчеркивая их естественные линии и художественные царапины таким образом, что казалось: изображение движется.
«Разглядывание произведений искусства при свете костра было бы очень эмоциональным опытом, активирующим различные части человеческого мозга. Известно, что мерцание света и колеблющиеся тени усиливают нашу способность видеть формы и лица в неодушевленных предметах», — говорит Нидхэм.
Учитывая человеческую склонность к самовыражению, нетрудно представить, что художники давних времен находили способы оживить царапины на камне с помощью огня.