Начинать изучение иностранного языка можно еще до рождения — нейропсихологи

Чем раньше происходит обучение иностранному языку — тем легче оно дается. Теперь выяснилось, что начинать можно еще до рождения.
Нескольких недель пренатального воздействия нового языка достаточно, чтобы перестроить языковые сети в мозге новорожденного, сообщили нейропсихологи в журнале Communications Biology. Как показали эксперименты, проводившиеся Монреальским университетом, с самых первых часов жизни иностранный язык, услышанный в утробе, обрабатывается теми же нейронными путями, что и родной — в отличие от совершенно незнакомого.
Одна история на трех языках
В исследовании приняли участие шестьдесят франкоговорящих женщин с неосложненной беременностью. Каждой из них выдали MP3-плеер с записью короткого рассказа на двух языках: французском и либо немецком, либо иврите.
Ведущий автор Андреанн Рене объяснила, почему именно эти языки: «Мы искали языки, которые акустически и фонологически отличаются от французского, и которые мог бы прочитать один и тот же человек, чтобы избежать предвзятости, связанной с голосом. Нам повезло найти трехъязычного диктора».
Начиная с 35-й недели беременности участницы в спокойной обстановке, без музыки, клали наушники на живот и включали записи для своих малышей. В среднем дети прослушали истории около 25 раз.
Измерение мозговой реакции на язык
В период от 10 до 78 часов после рождения исследователи снова проиграли новорожденным ту же историю, но на этот раз на всех трех языках: их родном французском, иностранном языке, который они слышали в утробе, и совершенно незнакомом языке.
Чтобы измерить реакцию мозга младенцев, исследователи использовали функциональную спектроскопию в ближнем инфракрасном диапазоне — неинвазивный метод, который регистрирует уровень насыщения крови кислородом в коре головного мозга.
«На голову ребенка надевают устройство, похожее на шапочку для плавания, усеянную лампочками. Свет, близкий к инфракрасному спектру, проходит через ткани к коре головного мозга, а датчики регистрируют изменения уровня насыщения крови кислородом», — рассказала Рене.
«Мы знаем, что при активации какой-то области мозга в ней происходит увеличение насыщения крови кислородом, поскольку нужна энергия, что сопровождается снижением уровня дезоксигенированного гемоглобина, — добавила профессор Анн Галлахер. — Можно измерить эти реакции в областях мозга, обрабатывающих язык. Мы хотели посмотреть, может ли изменение языковой среды ребенка в утробе матери повлиять на формирование языковых сетей мозга, поэтому сравнили активацию мозга у новорожденных при прослушивании их родного языка, иностранного языка, который они слышали в утробе, и иностранного языка, который они никогда не слышали».
Раннее обучение
Когда дети слышали французский, у них активировалась левая височная кора, а также другие языковые области, с явным преобладанием активности в левом полушарии. Такая же картина наблюдается у взрослых. Схожая динамика была обнаружена, когда младенцы слышали иностранный язык, к которому они были приучены в утробе.
Совершенно незнакомый иностранный язык вызывал гораздо меньшую мозговую активность без явного преобладания в каком-либо из полушарий. Таким образом, уже в возрасте нескольких часов дети по-разному обрабатывают иностранный язык, услышанный в утробе, и совершенно незнакомый иностранный язык.
«Мы не знали, окажет ли такое кратковременное воздействие измеримый эффект. Но мы ясно видим, что даже несколько минут прослушивания в день в течение нескольких недель достаточно, чтобы модулировать организацию нейронных сетей мозга», — резюмировала Галлахер.
Это открытие подтверждает исключительную пластичность человеческого мозга еще до рождения.
«Это показывает, насколько гибки языковые сети. Но это также напоминает нам об их хрупкости: если благоприятная среда может дать эффект, можно предположить, что неблагоприятная среда тоже на что-то повлияет», — предупредила профессор.
О долгосрочных результатах изучения иностранного языка до рождения говорить пока преждевременно.
«Мы продолжаем наблюдать за детьми, — заверила Рене. — Возможно, к четырем или восьми месяцам эффект исчезнет, а может, сохранится».
Новые горизонты
Это исследование открывает захватывающие перспективы для научной работы, которая может улучшить наше общее понимание развития языка и, возможно, помочь в раннем вмешательстве. «Мы еще не достигли этой цели, но вполне допустимо, что однажды этот подход можно будет использовать для поддержки уязвимых детей или детей с нарушениями развития», — заключила Галлахер.
Ясно пока одно: дети начинают знакомиться с языком задолго до того, как произнести свое первое слово, еще в уюте и тепле материнской утробы.









