Изысканный зал с фресками, изображающими Елену Прекрасную и греческих богов, нашли в Помпеях
Археологи обнаружили в особняке на северо-восточной окраине Помпей большой богато украшенный банкетный зал, который римляне использовали для отдыха и бесед. Его стены украшены фресками с героями мифов и легенд, что должно было наталкивать гостей и хозяев на мысли о любви и судьбе. Об открытии сообщает Археологический парк «Помпеи».
«Внушительный банкетный зал с элегантными черными стенами, украшенными мифологическими сюжетами, которые вдохновлены Троянской войной, недавно обнаружен во время раскопок в 10-м квартале 9-го района Помпей. И сегодня он предстает во всем своем великолепии», — описывают находку в учреждении.
Зала довольно большая, примерно 15 на 6 метров. С одной стороны она соединена с внутренним двором, который, видимо, выполнял функцию служебного коридора, в другой стене, предположительно, должно было быть большое окно.
Черный цвет стен выбран не просто так: предполагалось, что ее будут использовать вечером, и на темной краске станут менее заметны следы копоти от светильников. Комната предназначалась для пиров, традиционных для греческой и римской культур. Такие мероприятия предполагали, что хозяин дома и его гости-мужчины будут есть, пить вино и развлекаться. В том числе было принято вести интеллектуальные и философские беседы.
И рисунки на стенах помещений, где проводились встречи, нередко давали темы для разговоров. В этом зале особенно хорошо сохранились три: Парис и увезенная им от мужа Елена Прекрасная, любовь которых привела к Троянской войне; троянская прорицательница Кассандра и бог Аполлон, чьей жрицей она являлась; Леда и Зевс в облике лебедя, дочерью которых, по одной из версий мифа, была Елена Прекрасная.
С одной стороны, все истории говорят о той или иной форме любви. С другой — о роке, или судьбе.
«На самом деле эти мифологические пары говорят об отношениях между личностью и судьбой. Кассандра, которая может видеть будущее, но ей никто не верит, и Аполлон, который встает на сторону троянцев в этой войне, но, несмотря на то, что он бог, не может обеспечить победу. Елена и Парис, которые своей неполиткорректной любовью дают повод к войне. Сегодня Елена и Парис — это все мы: каждый день мы можем выбирать, заботиться только о нашей частной жизни или видеть себя в контексте истории, например, думая помимо войн и политики, об окружающей среде, о чувствах других людей и следе, который мы оставляем в обществе и соцсетях», — рассказывает директор археологического парка Габриэль Цухтригель.
{{slider|12454}}
Но новая зала важна не только своими фресками. Она и последующие помещения могут дать важную информацию о том, как устраивали свои дома-особняки богатые жители города. Дело в том, что 10-й квартал 9-го района Помпей ранее не изучался, хотя еще в XIX веке были открыты внешние, выходящие на улицу фасады.
В течение последних лет, двигаясь от улицы вглубь квартала, археологи выяснили, что комплекс начинается с двух коммерческих зданий: прачечной и пекарни с мельницей-тюрьмой. Затем следует жилая часть, как сначала казалось — двух отдельных домов. Однако, за ними археологи начали находит хозяйственные помещения и богато украшенные комнаты, которые разительно отличаются от предыдущих.
Подобный диссонанс ученые уже наблюдали в так называемом Доме Лабиринта: роскошные залы были призваны производить впечатление на людей из высшего круга, к которому, вероятно, относился и хозяин дома, а более простые приемные помещения нужны были для решения будничных вопросов и общения с посетителями и просителями, статус которых был ниже, чем у домовладельца.
Пока говорить о том, принадлежал ли весь 10-й квартал 9-го района одному собственнику, рано. Как и об общем размере и плане особняка. Но возможно, что весь квартал был единым комплексом, тем более что на момент извержения Везувия, погубившего город в 79 году нашей эры, во всех уже открытых помещениях велся ремонт.