Россияне назвали ключевые научные события 2020 года

Ежегодно в конце декабря телеканал «Наука» совместно с Институтом современных медиа (MOMRI), и с 2020 года — при поддержке Российской академии наук (РАН), проводят опрос российских ученых и обычных россиян о ключевых научных событиях уходящего года.

Какие же научные события 2020 года запомнились, что считают самым важным? В телефонных интервью 1600 респондентов по всей России спросили, слышали ли они о значимых, по мнению ученых, научных событиях 2020 года (не включая события, связанные с COVID-19) и как те, кто слышал, оценивают их значимость.

В топе самых известных событий аналогично прошлому году — новости, связанные с глобальным потеплением. Почти 2/3 россиян знают или хотя бы что-то слышали об ускорении процессов глобального потепления, связанных с этим исследованиях или фактах. При этом, в отличие от прошлого года, эти события вышли на первое место по значимости для человечества — оценка 4,45 по 5-балльной шкале, причем 70% опрошенных поставили оценку 5 — самую высокую значимость.

На втором месте по известности недавняя новость о китайский миссии «Чанъэ-5» — запуске модуля, вернувшегося на Землю с образцами лунного грунта. Об этом также знают почти 2/3 россиян, однако значимость этого события не считают столь высокой — среди всех событий оно на 5 месте (3,75 баллов).

На втором месте по значимости для человечества событие, известное не столь широко, — разработка системы искусственного интеллекта DeepMind AlphaFold, которая оказалась способной предсказывать трехмерную структуру белка. Проблема фолдинга (сворачивания) белков была одной из сложнейших в науке, ее не могли решить более 50 лет. Об этом событии слышали 19% россиян, однако по значимости его оценка на втором месте — 4,33 балла (в т.ч. 65% респондентов дали высшую оценку).

На третьем месте по значимости — создание китайскими учеными мощнейшего квантового компьютера «Цзючжан» (Jiuzhang), который, по словам разработчиков, в 10 миллиардов раз быстрее, чем презентованный в прошлом году самый мощный квантовый компьютер от Google, и в 100 триллионов раз быстрее, чем обычные суперкомпьютеры. Этому событию присвоена оценка 4,19, а знают о нем 29% россиян.

Еще одним событием, значимость которого россияне считают высокой — представленные в этом году результаты российско-германской орбитальной астрофизической обсерватории «Спектр-РГ», которая подготовила первую полную рентгеновскую карту звездного неба. Это событие на 4-м месте по значимости (оценка 3,92), и о нем информированы чуть более четверти опрошенных (27%).

Меньшую значимость россияне придают данным о составе атмосферы Венеры, результатам исследований о причинах вымирания динозавров (хотя слышали об этом почти половина респондентов — третье место по известности), обнаружению нового геоглифа в пустыне Наска.

Традиционно отличается информированность и оценка значимости научных событий у мужчин и женщин. Уровень информированности мужчин обо всех событиях выше, и большую значимость, чем женщины, они придают достижениям Китая: лунной миссии и созданию сверхмощного квантового компьютера. Женщины в целом же дают более высокие оценки всем событиям, в особенности — изменениям климата и решению проблемы предсказания свертываемости белка.

В целом информированность о научных событиях выше в средних и крупных городах России, максимальная — в миллионниках. И, как и в прошлые годы, выше всего уровень знания о событиях у людей старше 55 лет — среди них максимально число тех, кто слышал о тех или иных новостях науки, событиях, фактах.

Большая часть экспертов-ученых сходятся во мнении, что главное в этом году — это вклад науки в изучение и борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Без опоры на результаты фундаментальных и прикладных исследований не было бы ни возможности прогнозирования распространения COVID-19, ни разработки в короткие сроки методов лечения и профилактики инфекции, ни создания вакцины.

Несмотря на это, с точки зрения экспертного сообщества год был насыщен научными событиями — отметим лишь некоторые. В сфере биологии и медицины ученые отметили продолжающиеся успехи в области технологий редактирования генома, исследование иммунных реакций в органах человека. В химии — новые работы по сверхпроводимости. Множество событий было в сфере исследования космоса: это и открытие химических составов на Венере, которые могут указывать на бактериальные формы жизни, китайская лунная миссия, продолжающиеся исследования Марса и работы по гравитационным волнам, результаты «Спектр-РГ». В сфере физики отмечали открытия в области нейтринной физики, обнаружение новых мультикварковых состояний в Большом андронном коллайдере, эксперименты по нарушению СР-симметрии. Отмечали важность запуска ускорителя NICA в подмосковной Дубне. Значимая тема — достижения в сфере квантовых компьютеров, а также прорыв в предсказании фолдинга (сворачивания) белков.

Экспертный опрос проведен каналом «Наука» совместно с Российской академией наук (РАН) в период 24 ноября по 14 декабря 2019 года; проведены интервью с 65 учеными, представляющими различные научные отрасли.

Всероссийский опрос проведен Институтом современных медиа (MOMRI) методом телефонного опроса (CATI). В опросе участвовали жители РФ в возрасте от 18 лет и старше. Общее количество опрошенных — 1648 человек. Выборка квотная по полу, возрасту и типу поселения. Опрос проведен 12-13 декабря 2020 года.

Фото: Shutterstock