Моногамия и патрилокальность: что показало крупнейшее семейное древо эпохи неолита

Shutterstock
6700 лет назад люди придерживались строгих семейных традиций.

Археологи из Франции составили самую большую в истории родословную на основе древней ДНК. Семейное древо позволило взглянуть на взаимоотношения людей, живших 6700 лет назад.

Начало эпохи неолита ознаменовало собой значительные изменения в жизни человечества, когда на смену охоте и собирательству пришло земледелие. Люди выработали новые социальные обычаи, стали основывать небольшие поселения, за счет чего началось формирование уникальных культур. О семейных традициях одной из таких культур ученые узнали благодаря могильнику Гюрджи в районе Парижа.

Древнюю ДНК из могильника использовали в недавнем исследовании для отбора образцов и создания двух семейных древ. Одна из родословных объединяет 64 человека в семи поколениях, вторая, более скромная, объединяет 12 человек в пяти поколениях.

Фото: University of Bordeaux / PACEA

Отец-основатель семейного древа умер в другом месте, но был перезахоронен в Гюрджи, в Гурги. Видимо, он очень много значил для своей общины. В целом места на кладбище распределялись вовсе не случайно — умершие были похоронены рядом с родственниками. По мнению археоантропологов, могильником управляла группа тесно связанных между собой людей, знавших, кто где похоронен.

Глава семейства стал «основателем» сильной отцовской линии, но с женской стороны дело обстояло совсем иначе. Митохондриальные ДНК и стабильные изотопы указывают на то, что большинство женщин были родом из других мест. Похоже, это было патрилокальное общество, в котором мужчины оставались жить на своей родине, а женщины из других общин переезжали жить к ним.  

Те, кто присоединялся к общине, приезжали не из одного, а из нескольких мест, — это означает, что 6700 лет назад знакомства были широко распространенными, и люди фактически «обменивались» друг другом между поселениями. Такой процесс способствовал генетическому разнообразию.

Кроме того, люди раннего неолита практиковали моногамию, о чем свидетельствует отсутствие сводных братьев и сестер. Судя по всему, им нравились большие семьи, но они переживали много потерь. Несмотря на частые смерти младенцев, в общине был высокий уровень рождаемости и в целом стабильные условия здоровья, что удивительно для древних времен.

Исследование опубликовано в Nature, о нем пишет IFL Science.