Глиняную табличку с надписями на неизвестном индоевропейском языке обнаружили в Турции

Andreas Schachner / Deutsches Archäologisches Institut
Раскопки открыли новый индоевропейский язык.

Находка была сделана на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО Богазкёй-Хаттуса, сообщил Вюрцбургский университет им. Юлиуса и Максимилиана (Германия). Когда-то это была столица Хеттской империи, одной из великих держав Западной Азии в эпоху поздней бронзы (1650–1200 гг. до н. э.).

Раскопки в Богазкёй-Хаттусе продолжаются уже более 100 лет под руководством Немецкого археологического института. К настоящему времени здесь найдено почти 30 000 глиняных табличек с клинописью. Они содержат богатую информацию об истории, обществе, экономике и религиозных традициях хеттов и их соседей.

Большинство текстов написано на хеттском, старейшем зафиксированном индоевропейском языке. Однако раскопки этого года преподнесли сюрприз: в культовом ритуальном тексте обнаружен неизвестный до сих пор язык.

Открытие другого языка в архивах Богазкёй-Хаттусы не является совершенно неожиданным. Как объясняет профессор Даниэль Швемер, участвовавший в раскопках и исследовании табличек, «хетты были заинтересованы в записи ритуалов на иностранных языках». В тексте говорится, что это язык «Земли Калашма». Это область на северо-западной окраине хеттской империи, вероятно, в районе современного города Болу.

Такие ритуальные тексты, написанные писцами хеттского царя, отражают различные анатолийские, сирийские и месопотамские традиции и лингвистическую среду. Ритуалы дают ценную возможность взглянуть на малоизвестные лингвистические ландшафты Анатолии позднего бронзового века, где говорили не только на хеттском языке. Клинописные тексты из Богазкёй-Хаттусы включают отрывки на лувийском и палайском языках, двух анатолийско-индоевропейских языках, тесно связанных с хеттским, а также на хаттском неиндоевропейском языке. Теперь к ним можно добавить язык Каласмы.

Сейчас ведется работа над более точной классификацией нового языка. Он до сих пор во многом непонятен, но точно принадлежит к семье анатолийско-индоевропейских языков. Текст, похоже, имеет много общих черт с лувийским, несмотря на географическую удаленность.