Музыканты, как оказалось, по-другому чувствуют боль

Исследование показывает, что мозг музыкантов иначе реагирует на боль благодаря тренировкам.
Geoff Goldswain/Shutterstock/FOTODOM

Известно, что обучение игре на музыкальном инструменте дает не только развитие музыкальных способностей, но и множество других преимуществ для мозга. Исследования показывают, что это способствует улучшению мелкой моторики, способности к языкам, речи и обостряет память, а также может омолаживать мозг.

Музыканты часто продолжают занятия, несмотря на боль, вызванную тысячами повторяющихся движений. Авторы нового исследования, вышедшего в Pain, задались вопросом: может у музыкантов меняется и восприятие боли?

Боль активирует множество реакций в нашем теле и мозге, изменяя внимание, мысли, поведение. Боль также меняет активность мозга, снижая ее в моторной коре (области, контролирующей мышцы), что препятствует чрезмерной нагрузке на поврежденную часть тела. Но если боль продолжается долго, сигналы мозга о необходимости воздержания от движения могут стать проблемой.

Например, растянув лодыжку и не используя ее в течение недель, мы можем снизить подвижность и нарушить активность мозга в областях, связанных с контролем боли, увеличивая качество жизни в долгосрочной перспективе. Однако не все одинаково воспринимают боль. Некоторые люди лучше справляются с болью, и их мозг менее чувствителен к ней, но ученые пока не полностью понимают, почему.

Как пишет Сonversation, авторы исследования намеренно с помощью препарата вызывали боль в руках как у музыкантов, так и у тех, кто не умеет играть на инструментах, наблюдая разницу реакций. Ученые применяли магнитную транскраниальную стимуляцию, чтобы измерить активность мозга, создавая карту того, как мозг контролирует руку.

Когда карты мозга музыкантов и не-музыкантов сравнили, результаты были поразительными. У музыкантов еще до причинения боли ученые обнаружили более точную «карту руки» в мозге, и чем больше те тренировались, тем более она была совершенной.

После появления боли музыканты ощущали меньше дискомфорта. В то время как карты руки мозга у не-музыкантов уменьшались через два дня боли (мозг просто начинал «хуже видеть» собственную руку), карты у музыкантов оставались неизменными. И чем больше часов они тренировались после искусственно вызванной боли, тем меньше боли испытывали.

Хотя это было небольшое исследование с участием всего 40 человек, результаты показали, что мозг музыкантов по-другому реагировал на боль. Их тренировки, похоже, обеспечили им защиту от обычных негативных эффектов, как в плане ощущаемой боли, так и в реакциях моторных зон мозга.

Это не означает, что музыка — это лекарство от хронической боли. Но это показывает, что долгосрочные тренировки и опыт могут наше восприятие боли формировать. Возможно, это поможет понять, почему одни люди более устойчивы к боли, чем другие, а также как можно разработать новые методы лечения для тех, кто живет с болью.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram