Нейросеть научили выявлять потребности людей по профилям соцсетях
По Теории выбора Уильяма Глассера, есть пять основных потребностей, которые являются центральными для всего человеческого поведения: выживание, власть, свобода, принадлежность и веселье. Эти потребности влияют на контент, который мы выбираем для загрузки в соцсети.
«То, как мы представляем себя в социальных сетях, может предоставить полезную информацию о поведении личности, перспективах, мотивах и потребностях», — пояснил Мохаммад Махди Дехшиби, который руководил этим исследованием в Открытом университете Каталонии (Испания).
Исследовательская группа два года работала над моделью глубокого обучения, которая определяет пять потребностей, описанных Глассером, с использованием разнообразных данных: изображения, текст, биография и геолокация. Были проанализированы 86 профилей на испанском и персидском языках одной из соцсетей. Научная статья опубликована в журнале IEEE Transactions on Affective Computing, кратко об исследовании рассказывает EurekАlert.
Нейросеть присваивала картинкам и текстам определенные метки, предложенные психологами. Затем результаты работы искусственного интеллекта сравнили с выверенной базой данных, содержащей более 30 000 изображений, подписей и комментариев.
По словам исследователей, эксперименты «продемонстрировали многообещающую точность и показали дополнительную связь между визуальными и текстовыми сигналами».
Отвечает ли каждый выбор, который мы делаем, только одной основной потребности? Теория Глассера говорит об обратном. Дехшиби приводит пример, чтобы объяснить это: «Представьте, что велосипедисты едут в гору, и на вершине они могут выбрать между личным селфи и групповым фото. Если выбирают селфи, это говорит о потребности в силе, но если они выбирают другой вариант, можно сделать вывод, что человек ищет не только развлечения, но и способ удовлетворить свою потребность в принадлежности».
Кроме того, тот факт, что проанализированные профили принадлежат людям, которые говорят на разных языках, позволяет избежать культурной предвзятости. Предыдущие исследования показали, например, что испаноязычные пользователи чаще упоминают о проблемах в отношениях, чем англоговорящие.
«Изучение данных из социальных сетей, принадлежащих пользователям, не говорящим по-английски, может помочь в создании инклюзивных и разнообразных инструментов для решения проблем психического здоровья», — отметили ученые.
Авторы считают, что их исследование может помочь улучшить профилактику психических расстройств или скорректировать лечение, когда у человека такие заболевания уже диагностированы.