Нейросеть научили выявлять потребности людей по профилям соцсетях

Согласно описанию, научная работа направлена на профилактику психических расстройств.
Shutterstock

По Теории выбора Уильяма Глассера, есть пять основных потребностей, которые являются центральными для всего человеческого поведения: выживание, власть, свобода, принадлежность и веселье. Эти потребности влияют на контент, который мы выбираем для загрузки в соцсети.

«То, как мы представляем себя в социальных сетях, может предоставить полезную информацию о поведении личности, перспективах, мотивах и потребностях», — пояснил Мохаммад Махди Дехшиби, который руководил этим исследованием в Открытом университете Каталонии (Испания).

Исследовательская группа два года работала над моделью глубокого обучения, которая определяет пять потребностей, описанных Глассером, с использованием разнообразных данных: изображения, текст, биография и геолокация. Были проанализированы 86 профилей на испанском и персидском языках одной из соцсетей. Научная статья опубликована в журнале IEEE Transactions on Affective Computing, кратко об исследовании рассказывает EurekАlert.

Нейросеть присваивала картинкам и текстам определенные метки, предложенные психологами. Затем результаты работы искусственного интеллекта сравнили с выверенной базой данных, содержащей более 30 000 изображений, подписей и комментариев.

По словам исследователей, эксперименты «продемонстрировали многообещающую точность и показали дополнительную связь между визуальными и текстовыми сигналами».

Отвечает ли каждый выбор, который мы делаем, только одной основной потребности? Теория Глассера говорит об обратном. Дехшиби приводит пример, чтобы объяснить это: «Представьте, что велосипедисты едут в гору, и на вершине они могут выбрать между личным селфи и групповым фото. Если выбирают селфи, это говорит о потребности в силе, но если они выбирают другой вариант, можно сделать вывод, что человек ищет не только развлечения, но и способ удовлетворить свою потребность в принадлежности».

Кроме того, тот факт, что проанализированные профили принадлежат людям, которые говорят на разных языках, позволяет избежать культурной предвзятости. Предыдущие исследования показали, например, что испаноязычные пользователи чаще упоминают о проблемах в отношениях, чем англоговорящие.

«Изучение данных из социальных сетей, принадлежащих пользователям, не говорящим по-английски, может помочь в создании инклюзивных и разнообразных инструментов для решения проблем психического здоровья», — отметили ученые.

Авторы считают, что их исследование может помочь улучшить профилактику психических расстройств или скорректировать лечение, когда у человека такие заболевания уже диагностированы.