Лингвистика и генетика вместе дали новую гипотезу рождения индоевропейских языков

Shutterstock
Загадка, которая уже 200 лет будоражит умы как ученых, так и любителей разных видов «альтернативной истории».

О происхождении индоевропейских языков спорят более двухсот лет. В последнее время в этих дебатах доминировали две основные гипотезы: «степная», предполагающая происхождение в Понтийско-Каспийской степи около 6000 лет назад; и «анатолийская», или «земледельческая», предполагающая более древнее происхождение, связанное с земледельческими культурами около 9000 лет назад. Предыдущие филогенетические анализы индоевропейских языков пришли к противоречивым выводам.

Чтобы решить эти проблемы, исследователи из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) собрали международную команду из более чем 80 специалистов для создания нового набора данных основной лексики 161 индоевропейского языка, включая 52 древних. Эта более полная и сбалансированная выборка в сочетании со строгими протоколами кодирования лексических данных устранила проблемы с наборами данных.

Фото: P. Heggarty et al./Science, 2023

Согласно новому анализу, возраст индоевропейской семьи языков составляет примерно 8100 лет, а пять основных ветвей отделились уже примерно 7000 лет назад. Исследование вышло в Science.

Первый автор исследования, Пол Хеггарти, заметил, что «недавние данные о древней ДНК предполагают, что анатолийская ветвь индоевропейцев вышла не из Степи, а южнее, из северной дуги Плодородного полумесяца или рядом с ней».

Авторы исследования предложили новую гибридную гипотезу происхождения индоевропейских языков с родиной к югу от Кавказа и последующим ответвлением на север в Степь, на родину некоторых ветвей индоевропейской семьи языков, которые затем проникли в Европу с представителями ямной культуры и культуры шнуровой керамики.

Вольфганг Хаак, руководитель группы отдела археогенетики Института эволюционной антропологии им. Макса Планка, резюмирует: «Это огромный шаг вперед от предыдущих взаимоисключающих сценариев к более правдоподобной модели, объединяющей археологические, антропологические и генетические открытия».