Корни паранойи нашли в работе зрения: шаг к простому визуальному тесту психического здоровья

CommsPsy: склонность к паранойе связали со зрительным восприятием
Психически больные по-другому видят мир — и это может быть причиной, а не следствием.
Roman Samborskyi/Shutterstock/FOTODOM

Ученые Йельского университета выявили особенности работы зрения, сопровождающие склонность к параноидальному мышлению. Результаты экспериментов, открывающие путь к созданию простого визуального теста психического здоровья, опубликованы в журнале Communications Psychology.

Участникам испытаний показывали движущиеся точки на экране и просили оценить их поведение. Оказалось, что восприятие даже такой простой картины может сильно отличаться в зависимости от особенностей мышления.

«Нам действительно интересно, как устроен разум. Преследование или другое целенаправленное поведение можно рассматривать как опыт, воспринимаемый на очень высоком уровне мозга, который требует размышлений и обдумывания. В этом исследовании мы можем наблюдать их глубоко внутри мозга, в зрительной системе, что кажется захватывающим — и имеет последствия для понимания механизмов, которые могут быть важны для шизофрении», — объясняет Филип Корлетт с кафедры психиатрии Йельской школы медицины.

Для серьезных психических расстройств характерны нарушения мышления, которые искажают оценку намерений других людей: параноидальное, когда пациенту кажется, что ему хотят причинить вред, и телеологическое, когда он приписывает событиям чрезмерное значение. Кроме того, галлюцинации, возникающие в состоянии психоза, часто касаются других людей и их действий — то есть в визуальных искажениях восприятия присутствует социальный компонент.

Ученые задались целью измерить эти искажения.

Глядя на точки на экране, испытуемые должны были определить, показана им погоня или преследование; затем их анкетировали по специальным опросникам.

Те, у кого были более высокие степени паранойи и телеологического мышления, чаще замечали погоню, когда на самом деле ее не было — то есть видели отсутствующее социальное взаимодействие.

В дополнительных тестах участников просили определить роли в этих взаимодействиях.

«Люди с паранойей хуже определяли, за какой точкой следят, а люди с высоким уровнем телеологии плохо понимали, какая точка ведет преследование», — рассказал Сантьяго Кастиелло из лаборатории Корлетта.

Это открытие может изменить представления о природе серьезных психических расстройств и их лечении.

«У очень немногих людей с врожденной слепотой встречается шизофрения, — привел пример Кастиелло. — Обнаружение этих социальных галлюцинаций в зрении заставляет задуматься, не может ли она развиваться из-за ошибок в восприятии визуального мира».

Полученные результаты не имеют непосредственного терапевтического значения, но могут помочь в разработке простых визуальных тестов для оценки риска психоза, по итогам которых можно своевременно обратиться к врачу.