Тревога по разному влияет на эмоции девочек и мальчиков: нейропсихологи

Новое исследование помогает понять, почему тревожные дети иначе читают наши эмоции.
sutadimages/Shutterstock/FOTODOM

Улыбки и гримасы — наш главный способ общаться без слов. Умение их «читать» помогает дружить и понимать других. Если мозг сбоит в этом, могут возникать тревожные состояния и даже депрессия. Дети не сразу начинают разбираться в мире эмоций, их мозг созревает постепенно, и ученые решили проверить как на это влияют такие факторы, как пол и уровень тревожности. 

Ученые из Вены просканировали мозг 191 ребенка и выяснили: тревожные девочки почти не замечают радость на лицах, а у тревожных мальчиков она вызывает «шум» в голове. Результаты опубликованы в Social Cognitive and Affective Neuroscience.

В исследовании участвовали дети 6–15 лет без серьезных неврологических диагнозов. Родители перед этим заполнили анкету о тревожности детей — например, часто ли ребенок боится или нервничает.  Далее детям показывали изображения людей — мужчин и женщин — с разными эмоциями: злые, счастливые, нейтральные. Задача детей заключалась в том, чтобы определить пол человека на картинке — мужчина это или женщина. Для этого они нажимали кнопку: одну, если на изображении был мужчина, и другую, если женщина.

Во время этого каждого ребенка обследовали с помощью фМРТ — метода, который показывает, какие зоны мозга активизируются, когда человек думает, чувствует или выполняет действия, измеряя изменения в кровотоке и уровне кислорода.
 

Что выяснили?

Злые лица «включали» у всех детей правую веретенообразную извилину — зону, которая распознает лица, как камера телефона. Но с улыбками все оказалось необычно:

  • Тревожные девочки: их мозг «гас» при виде счастья. Зоны зрения, памяти и пространства (задняя часть головы, височная и теменная доли) работали слабее — как будто улыбка прошла мимо них.
  • Тревожные мальчики: мозг «вспыхивал» ярче в тех же местах. Радость для них — как громкий сигнал, 
    иногда это даже слишком: обычная радость может показаться им чем-то очень важным или даже тревожным, хотя на самом деле это просто дружелюбный жест

Ученые говорят: это может объяснить, почему тревожным детям трудно дружить. Девочка не видит, что ее зовут играть, а мальчик думает, что все слишком ему рады. Это открытие — ключ к помощи детям в общении. 

 

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram