Восстановлен облик неандерталки, жившей 75 000 лет назад

JUSTIN TALLIS/AFP/East News
Она была долгожительницей, прожила около 45 лет и, видимо, ее очень уважали в сообществе.

Пещера Шанидар в Иракском Курдистане известна тем, что в ней найдены останки неандертальцев, живших десятки тысяч лет назад. Могилы относятся к разным периодам, их находили экспедиции разных лет — начиная с 1950-х годов.

Одно из знаковых открытий — погребение с хорошо сохранившейся верхней частью скелета, обнаруженное в 2018 году. Спустя несколько лет исследований ученые могут рассказать об этой женщине, жившей 75 000 лет назад, и даже показать ее портрет. Об этом сообщает Кембриджский университет (Великобритания).

Погребение Шанидар Z обнаружено рядом со знаменитыми «цветочными» могилами в глубине пещеры. Ситуацию с ним очень усложняло то, что на тело вскоре после похорон упали камни. Поэтому, чтобы транспортировать в лабораторию раскрошенный на мелкие осколки череп, а также неполную, но очень хорошо сохранившуюся часть скелета, ученые укрепили фрагменты костей специальным клейким раствором и перевозили во множестве мелких свертков из фольги.

Не имея костей таза, по которым обычно проводят такой анализ, ученые все же смогли установить пол и возраст неандертальца по другим признакам. Некоторые передние зубы были стерты почти до корня, что говорит о почтенном, по древним меркам, возрасте человека.

К моменту смерти рост человека был около 1,5 метра, а кости рук — одни из самых маленьких, какие только были обнаружены у взрослых неандертальцев. Это косвенно указывало на то, что археологи нашли останки женщины.

Фото: JUSTIN TALLIS/AFP/East News

Окончательно обе гипотезы подтвердило секвенирование ДНК из зубной эмали. Выяснилось, что это действительно не неандерталец, а неандерталка, которая умерла в возрасте около 45 лет — а значит прожила долгую для своего времени жизнь.

Но, естественно, самой сложной оказалась работа с черепом. Пришлось даже привлечь судмедэкспертов, которые помогли понять, как деформировались кости при камнепаде. В итоге доктор Лусия Лопес-Полин собрала воедино более 200 фрагментов — и ей удалось восстановить череп, включая верхнюю и нижнюю челюсти и зубы.

«Это похоже на трехмерную головоломку, но на кону стоит очень многое. Обработка одного участка могла занимать более двух недель. Каждый фрагмент черепа аккуратно очищался, добавлялись клейкие вещества для стабилизации кости, некоторые фрагменты которой по своей «прочности» напоминали печенье, вымоченное в чае», — рассказывает доктор Эмма Помрой.

Восстановленный череп был отсканирован. Его копию напечатали на 3D-принтере, и это легло в основу реконструкции головы, которую сделали ведущие мировые палеохудожники Адри и Альфонс Кеннис. Послойно они воссоздали мышцы и кожу на лице.

Фото: JUSTIN TALLIS/AFP/East News

«Черепа неандертальцев и [современных] людей выглядят очень по-разному. Черепа неандертальцев имеют огромные надбровные дуги, отсутствует подбородок, средняя часть лица выступает, за счет чего сильнее выступает нос. Но сейчас, воссоздав лицо, мы можем судить, что при жизни этих людей различия [с Homo sapiens] не были столь радикальны. Это лучше показывает и то, почему стало возможно скрещивание между нашими видами до такой степени, что почти у всех, живущих сегодня, все еще есть ДНК неандертальцев», — отмечает Помрой.

Кроме того, благодаря погребению Шанидар Z ученые получили еще одно свидетельство того, что неандертальцы были не так примитивны, как сейчас считается. Видимо, у них были свои обряды для похорон. Так, в этой могиле женщина была уложена в вымытое водой углубление, которое специально для нее расширили сородичи. Она лежала на боку, подложив руку под голову, а за головой найдено что-то наподобие каменной подушки.

При этом рядом с телом найдены микроскопические следы обугленной пищи: кусочки диких семян, орехов и трав. Соотнеся время обработки этих растений и время смерти женщины, ученые сочли, что другие неандертальцы готовили и ели пищу рядом с мертвецами. Однако этот момент может указывать еще и на то, что древние люди не так сильно разделяли себя, живых, и покойников, как мы это делаем сейчас.