Как американский суперсорняк портит природу России и жизнь россиян

Август. Астры. Амброзия. Аллергия. Америка. Как связаны эти вещи?

Амброзия в августе — бич для аллергиков. Пыльца летит из южных регионов и долетает даже до Москвы и области. Как этот вредоносный североамериканский сорняк попал в Россию и почему с ним непременно нужно бороться?

Алексей Филин
кандидат биологических наук, куратор коллекции растений открытого грунта Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»

Из Америки в Европу. Случайное вторжение 150 лет назад

Амброзия — это травянистое растение семейства астровых, или сложноцветных. У нас встречается самый неприятный вид: амброзия полыннолистная. Она так называется, потому что листья похожи на полынь, ее иногда путают с чернобыльником — полынью обыкновенной. К счастью, у нас в средней полосе амброзия не так хорошо распространена. Ей нужно тепло, поэтому лучше всего она чувствует себя в южных регионах.

История ее проникновения в Евразию типична: амброзию завезли случайно вместе с посадочным материалом из Северной Америки в 1873 году. С тех пор она начала свое победоносное шествие по территории Европы и распространилась в странах с теплым климатом. В нашей стране она выбрала южные регионы, в частности от нее сильно страдает Ростовская область.

Само название «амброзия» предложил французский ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в XVIII веке. Позже Карл Линней, который разработал современную систематику и номенклатуру растений, использовал это название. В то время была мода на имена из легенд Древней Греции и Древнего Рима. Выбрали такое название потому, что растение показалось красивым, декоративным. Но в те времена ни Турнефор, ни Линней не знали о том, насколько это растение опасно. Они не вкладывали иронию в это название, но сейчас это звучит как злая шутка: амброзия, согласно мифологии, — это пища богов, нектар, который обеспечивал бессмертие, а для смертных она, получается, совсем не полезна.

Чем так вредна и опасна амброзия?

Амброзия — это прежде всего очень большой злостный сорняк для всех сельскохозяйственных культур. Это довольно мощное растение — оно вырастает до 1,5 м и может конкурировать с кем угодно. Амброзия в прямом смысле высасывает воду из почвы и забирает огромное количество минеральных веществ. Подсчитано, что с одного гектара она может высосать примерно 2000 тонн воды. Питательных веществ и жидкости, которую забирает амброзия, хватило бы на выращивание до 50 центнеров зерна с того же гектара. Поэтому, конечно, если это растение поселяется на полях, то очень сильно снижается урожайность сельскохозяйственных культур. На таком засоренном поле урожайность падает на 30–40%. С сорняком, естественно, борются, но это дело сложное.

Вторая большая проблема, связанная с амброзией, — это то, что она очень сильный аллерген, виновник поллиноза. В семействе сложноцветных амброзия, пожалуй, стоит на первом месте, вызывая аллергию даже у тех, у кого ее раньше никогда не наблюдалось. Стоит человеку один раз повстречаться с амброзией, как у него может возникнуть перекрестная аллергия — на те продукты, на которые никогда в жизни не было реакции: например, на дыню, тыкву, огурцы, на все семейство тыквенных и на всех представителей семейства сложноцветных. Тем, у кого есть аллергия на амброзию, могут быть противопоказаны чай с ромашкой, табак, хурма. Может возникать огромное количество перекрестных аллергий у человека, который познакомился с пыльцой этого «замечательного» растения. И даже арбуза не поешь. И латексные перчатки не поносишь, если проявилась сильная аллергия на натуральный латекс.

Масштабы этой проблемы серьезны и велики. В конце лета пыльца амброзии долетает в большой концентрации даже до Москвы и Московской области. И это настолько сильный аллерген, что порой доходит до летальных случаев. В городе с нечистым воздухом опасность для аллергиков увеличивается. Когда возникает высокий фон пыльцы амброзии, он смешивается со смогом мегаполиса и это еще больше усиливает аллергию. Наиболее неприятный сезон для аллергиков у нас в средней полосе приходится на пик цветения амброзии, когда долетает пыльца, — это как раз конец августа, но иногда пики бывают и в сентябре.

Так что амброзия — это крайне неприятная история. Такое красивое название, но такое ужасное растение на самом деле. В то же время оно и лекарственное — в нем есть вещества, которые помогают бороться с аллергией на амброзию. Подобное лечится подобным, и на основе амброзии делаются препараты для лечения поллиноза. В растении полно дополнительных полезных веществ, но выращивать у себя в саду амброзию в качестве лекарственной травы не стоит. Она занесена в «Черную книгу растений» — список карантинных опасных сорняков, с которыми у нас проблема и с которыми очень сложно бороться.

Сможем ли мы победить американский суперсорняк?

Амброзия сейчас вовсю проникает в степи и покрывает там огромные площади, происходит деградация природных сообществ, как и в случае с другими инвазивными растениями (борщевиком, американским кленом и др.). Бороться с амброзией очень сложно. Ни в коем случае нельзя забрасывать поля, как это случилось после распада Советского Союза, когда очень много полей было заброшено и возникла вспышка амброзии. Те проблемы, которые мы сейчас имеем, — это в основном следствие того, что долгое время поля не возделывались и амброзия вовсю наплодилась, и теперь ее очень сложно вывести.

Надо сказать правду: вывести ее полностью не получится никогда. Это растение Северной Америки, а поскольку климат там очень похож на наш, то инвазивные виды, которые привозят оттуда, очень хорошо себя чувствуют в России: у них нет естественных врагов, нет животных, которые едят это растение, нет конкурентов со стороны других растений, так что они размножаются с безумной скоростью. Поэтому из них выходят мощные суперсорняки. Кстати, есть еще одна неприятность: коровам амброзию скормить не получится, она не подходит на роль силоса, потому что портится качество молока — оно становится горьким. Поэтому, к сожалению, поля, замусоренные этим растением, не пригодны для того, чтобы делать из них корм для коров или других животных. Никуда его не деть абсолютно.

В советское время у нас была разработана какая-то программа по борьбе с амброзией: ввозили насекомых-вредителей, одно из них даже акклиматизировалось и начало поедать растение. Но в итоге все оказалось неэффективно: насекомое не сильно подавляло рост растения, в каких-то местах его было много, в каких-то мало, и не получилось равномерно и полностью амброзию уничтожать. Эксперимент прошел неудачно.

В принципе, такие способы борьбы существуют и в некоторых странах используются, но у нас совершенно никто не борется с этим растением. Нет нормативных актов, которые наказывали бы тех, кто не борется. Масштабы большие, а денег на эти цели нет.

Если в отношении борщевика в России разработаны специальные программы (которые, впрочем, тоже не работают), то с амброзией нет ничего, кроме локальных актов, которые извещают о том, что нужно бороться, но делать это нереально. На полях, которые не возделываются, амброзия растет свободно, за это совершенно никого не наказывают. На приусадебных участках тоже с ней не борются. Единственное, что у нас запрещено, — ввоз семян из-за рубежа. Но это глупость: у нас у самих такое количество семян, что запрет не актуален.

Единственная возможная борьба с амброзией — это регулярные покосы и прополка. Травить ее какими-то химикатами, гербицидами можно, конечно, но проще руками убрать этот однолетник. У него не такая мощная корневая система, и с ним можно бороться голыми руками.

Если поле сильно замусорено сорняком, то там будет очень сложно что-то выращивать. Нужно полностью его подготовить к новой посадке. Есть специальные методики по борьбе с амброзией: нужно несколько лет держать поле под паром для того, чтобы полностью амброзию убрать. В тех полях, за которыми ухаживают, эти методики применяются, и там, в принципе, амброзии мало. Это касается сельскохозяйственных экосистем.

Есть мнение, что амброзия нас всех в итоге выживет, потому что, как говорится, «Советский Союз пал, а амброзия все еще растет». Вообще, это очень неприятная тенденция — замусоривание наших степей и лугов инвазивными растениями. Надо искать какие-то способы борьбы, пока не стало совсем поздно. Хотя бы сдерживать и ограничивать, раз радикально мы сделать ничего не можем.

Возможно ли полностью избавить Россию от борщевика?

Хуже борщевика: как вредное дерево из Америки захватывает Россию

Нельзя скушать. Генетики создают ГМО-шедевры вопреки нелепым запретам

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации