Физика цвета: как мы видим цвета и чем уникален цвет 2026 года «облачный танцор»

Недавно институт цвета Pantone назвал цвет грядущего 2026 года. Оттенок называется «облачный танцор» и символизирует «начало с чистого листа», он максимально близок к нейтральному белому.
Исполнительный директор института цвета Литрис Айсман отметила, что цвет под кодом PANTONE 11-4201 стал символом чистого холста, открывающего новые горизонты. Она подчеркнула, что оттенок означает «ясность»: окружающая действительность постоянно сбивает фокус, а Cloud Dancer воплощает идею упрощения и помогает сосредоточиться, отбросив лишнее.
Вице-президент института Лори Прессман добавила, что новый цвет передает ощущение передышки и облегчения — это возможность сделать шаг назад.
Эксперты также считают, что после пандемии мир резко ускорился: удаленка, цифровой шум, избыток технологий. Многие ищут себя и пытаются понять, чем заниматься дальше. Чтобы это сделать, нужно освободиться от лишнего и начать сначала, как с белого листа.
Pantone выбирает цвет года с 2000-го. В 2025 году это был, например, 17-1230 «мокка мусс», а в 2024 — 3-1023 «персиковый пушок».
Но что такое вообще цвет, почему мы его видим и как получается белый? Об этом «Науке» рассказали эксперты.


Что такое цвет?
С физической точки зрения цвет — это способ, которым наше зрение интерпретирует спектральный состав падающего света. Сам по себе свет — это электромагнитная волна, но человеческий глаз различает длины волн примерно от 400 до 750 нанометров. И уже мозг «собирает» ощущение цвета на основе того, какие чувствительные клетки сетчатки (колбочки) возбуждены.
Как получается белый цвет?
Белый цвет — это не отдельная длина волны. Он возникает тогда, когда на глаз поступает смесь света разных длин волн, которые вместе возбуждают в равной степени три типа колбочек (чувствительных к синему, зеленому и красному участкам спектра).
Поэтому белый — это комбинация, а не «белая волна». В природе это, например, солнечный свет. Он содержит практически непрерывный спектр, и наш мозг интерпретирует его как белый.
А черный?
Черный — это отсутствие света. Если поверхность почти не отражает падающее излучение, в колбочках не возникает электрического сигнала — мозг «видит» черный. Интересно, что «самый черный» материал — Vantablack — фактически ловит почти весь падающий свет внутри наноструктур, а не просто «окрашен в черный».
Как вообще мы видим цвет?
У человека есть три типа колбочек, чувствительных к разным диапазонам длин волн. Каждая колбочка выдает электрический сигнал, и мозг сравнивает их относительные величины.
То есть мы «не измеряем длину волны», мы сравниваем три сигнала, и по их комбинации мозг строит привычное ощущение цвета. Это называется трихроматическое зрение.
Важно, что чувствительность глаза не одинаковая: максимальная чувствительность приходится как раз на зелено-желтую область спектра. Поэтому зеленые и близкие к ним оттенки мы воспринимаем ярче и «очевиднее», чем, например, чисто фиолетовые или глубокие красные.
Что значит «нейтральный белый»?
С точки зрения науки, цвет белого света описывается цветовой температурой, измеряемой в кельвинах (К). Эта величина соответствует спектру излучения абсолютно черного тела, нагретого до определенной температуры. При таких цветовых температурах спектр источника наиболее близок к спектру дневного солнечного света, без заметного смещения в «теплые» или «холодные» оттенки. Его максимум, как и у солнечного излучения, приходится на зелено-желтую область, поэтому он и воспринимается глазом как естественный белый.
Таким образом, когда мы говорим о бытовой технике в «нейтрально-белом» корпусе, мы интуитивно стремимся к той же визуальной нейтральности — цвету, который не «тянет» ни в теплый беж, ни в холодный серый, а остается нейтральным фоном, как сам дневной свет.









