Исследование: люди влюбляются в виртуальных персонажей так же, как в живых людей

Здесь работает склонность к антропоморфизму, которая в той или иной степени есть почти у каждого человека. Так что «робот-возлюбленный», скорее всего, действительно не за горами. Интересно, породит ли это собственную волну «любителей всего натурального»?
Shutterstock

Атропоморфизм — придание человеческих характеристик предметам, животным, явлениям. Все это начинает восприниматься «как человек». Эта особенность в той или иной степени является неотъемлемой частью человеческой психики, на ней во многом основано мифологическое мышление. Проявления бывают разными: от безобидных метафор, что «эволюции нужно было пойти в том-то направлении», называния кошек и собак «детками» до клинического «этот шкаф следит за мной» или религиозной веры в то, что идол может навредить, если ему не принести жертву.

Недавно ученые из Университета Хиросимы (Япония) решили проверить, проявляется ли антропоморфизм у пользователей романтических компьютерных игр. Это было первое в своем роде исследование. Результаты опубликованы в British Journal of Social Psychology, о них сообщили в университете.

Во многих странах набирают популярность компьютерные игры, когда человек «строит» отношения с виртуальным персонажем. Игроку предлагаются разные ситуации, варианты выбора, на что виртуальный визави реагирует тем или иным способом. В основе лежит та же технология, на основе которой создают чат-ботов, речевых ассистентов и роботов-сотрудников колл-центров, но на более сложном и высоком уровне.

Исследователи пришли к выводу, что уровень очеловечивания персонажа, созданного искусственным интеллектом, у пользователей таких игр довольно высок. Эти отношения в целом воспринимаются игроками как «настоящие», а влюбленность как «подлинная». Люди склонны устанавливать с виртуальными возлюбленными прочные связи.

Затем ученые проверили, влияет ли наличие виртуального «романа» с персонажем на поведение человека в реальном мире. Оказалось, что практически нет.

Явление оценивается авторами работы скорее как положительное.

«Отношения с виртуальными агентами могут казаться реальными и подлинными, вызывая у людей положительные эмоции и желание продолжать. Эти игры предоставляют миллионам людей возможность поддерживать, развивать и наслаждаться романтикой отношениями. Это важная сфера социальной жизни. Потребность человека — любить и быть любимым универсальна; на протяжении всей истории она подразумевала наличие другого человека. Но сегодня ее может удовлетворить виртуальный агент», — пишут ученые.

У мертвого Стива Джобса взяли интервью

Появилась новая правовая коллизия: кому выдавать патент на изобретения, сделанные ИИ?