На табличке возрастом 4400 лет найдена самая древняя история о хитром лисе

В недавнем исследовании, проведенном доктором Яной Матушак с кафедры шумерологии Чикагского университета и опубликованном в академическом журнале Iraq, изучается повествование, содержащееся на глиняной табличке Ni 12501 из Ниппура (Шумер). Она относится к периоду ранней династической эпохи IIIb (ок. 2540-2350 гг. до н.э.), сообщает Phys.org.
Хотя табличка найдена в XIX веке, до сих пор она не была исследована, описана и введена в научный оборот. Это может быть частично связано с ее фрагментарностью.
Ni 12501 была создана около 2400 года до н.э. в древнем Шумере.
«В то время Шумер состоял из политически автономных городов-государств, хотя к середине 24 века до нашей эры (ок. 2350 года до н.э.) были попытки объединения в царство. Каждый город-государство имел свое божество-покровителя», — объясняет доктор Матушак.
Еть свидетельства существования местных пантеонов, но великие боги почитались по всему Шумеру. Для Ni 12501 это означает, что рассказ, вероятно, представляет собой ниппурскую традицию, неизвестно, был ли он известен за пределами Ниппура.
Основное повествование Ni 12501 описывает заточение бога бури Ишкура в подземном мире. Отец Ишкура, Энлиль, собрал совет богов, прося освободить Ишкура. Однако единственным, кто вызвался помочь, оказался Лис.
История продолжается тем, как Лис успешно проникает в подземный мир, приняв предложенную ему еду и питье, но спрятав их вместо того, чтобы съесть. На этом повествование таблички обрывается, и остается неизвестным, удалось ли Лису выполнить свою миссию.
«Главные персонажи — это Энлиль, Ишкур и Лис. Энлиль выступает в роли главы шумерского пантеона, в городе Ниппур, где была найдена эта табличка», — говорит доктор Матушак.
В Южном Ираке недостаточно годовых осадков для сельского хозяйства, поэтому людям приходилось рыть каналы для орошения полей. Этот факт объясняет, почему бог бури у шумеров не был таким важным, как у семитских народов. Ниппурский фрагмент Ni 12501 (сохранилось, вероятно, менее трети) — единственный рассказ, в котором Ишкуру отводится ведущая роль.
История начинается со сверкающих вод (рек и каналов), полных рыбы и разноцветных коров, принадлежащих Ишкуру. После того, как Ишкур и его коровы попали в подземный мир, начали погибать дети, что, возможно, указывает на засуху и голод после исчезновения Ишкура. Этот мотив сельскохозяйственного изобилия, смерти Ишкура и его последующего (вероятного) возвращения могли относиться к конкретному событию или быть указанием на цикличность сезонов.
Примечателен мотив хитрой лисы — самое раннее на сегодняшний день свидетельство этого образа.
Ni 12501 дает представление о богатом корпусе месопотамской мифологии и подчеркивает необходимость дальнейших археологических исследований для заполнения пробелов в нашем понимании мировоззрения и литературных произведений Месопотамии.














