Во Франции исследовано святилище, где галлы приносили человеческие жертвы

Предполагаемое место тризны
Предполагаемое место тризны
Inrap
Сдирание плоти и маски из человеческих лиц: огромный археологический памятник рисует впечатляющую картину жутких кельтских культов. Французские археологи рассказали о нем в преддверии специальной конференции.

Памятник располагается возле городка Сен-Жю-ан-Шоссе в 80 км к северу от Парижа. Он был открыл в середине 90-х, однако системное его исследование было заказано властями перед строительством здания. Как сообщили во Французском национальном институте превентивных археологических исследований, раскопки велись на площади более 2,5 га.

Расположение и останки животных

Для строительства святилища галлы выбрали плато и его склон, выходящий на окружающую равнину, что дало ему господствующее положение и отличную видимость. Оно было ограничено обширным ограждением, площадь которого простирается на несколько гектаров — археологи не смогли раскрыть его полностью. Вокруг святилища был выкопан ров, размеры которого могли превышать 3 м в ширину и 1,5 м в глубину. Земля, извлеченная из него, использовалась для возведения насыпи, что подчеркивало монументальность этого сооружения, физически отделяло сакральное пространство от профанного.

Фото: Inrap
Лошадиная голова с трензелем

Внутренняя часть этого ограждения разделена насыпями на несколько частей, в которых, по-видимому, проводились различные богослужения. В канаве, окаймляющей весь участок, найдены залежи в основном останков животных. Свиньи, лошади, волы, овцы — вот некоторые из видов, которые были принесены в жертву и/или вместе съедены на ритуальной тризне. Останки лошадей, очень хорошо сохранившиеся, были помещены в канаву после разложения, в то время как черепа крупного рогатого скота — наоборот. Эти останки находились рядом с элементами колесниц и сбруи, одна из которых с ярмовыми кольцами и железным удилом еще находилась в функциональном положении во рту лошади. В канавах одного из участков отложения были следствием реальной постановки, керамические контейнеры чередовались с четвертями туш животных.

Оружие

Далее к западу на другом участке были найдены склады оружия, которые раскрывают другую форму ритуала. Среди артефактов выделяются остатки щитов. Часть из них типично кельтские, другие — очень похожи на римские позднего типа. Примечательно, что все они были намеренно повреждены и разломаны перед помещением туда, где были найдены.

Также было найдено несколько шлемов, которые также были намерено испорчены в древности. Римские они или галльские — предмет споров археологов, в данный момент мнение больше склоняется к первому варианту.

Кроме того, было обнаружено около шестидесяти доспехов. Они также перед помещением в святилище были приведены в негодность. Все доспехи кельтского типа, похожие были найдены только в Англии и Шотландии и датированы II в до н.э.

Фото: Inrap
Остаток доспеха

По распределению металла во рву можно предположить, что один или несколько военных трофеев были выставлены восходящему солнцу на восточном фасаде. Происхождение металлических деталей сложно определить, но можно предположить, что они прибыли с поля боя. Как долго они были выставлены? Защищены или подвержены погодным условиям? На все эти вопросы практически невозможно дать ответы. В конце концов их тоже сломали и разбросали так, чтобы части одного предмета не оказались рядом.

Четыре своеобразные ямы, датируемые серединой I века до н.э. были намерено засыпаны. В них находились две параллельные скамьи, разделенные примерно 1 м, скорее всего, там был стол. Рядом был очаг. Сиденья, отделанные деревом, позволяли разместить дюжину гостей в каждом отделении, всего около пятидесяти человек.

Химический и микроморфологический анализы были решающими. Каждая «трапезная» использовалась только один раз. Высокоинтенсивные, но неповторяющиеся вспышки показывают, что они применялись только один раз. Там было в изобилии разлито вино. Отмечено также наличие жировых веществ от нежвачных животных. Были найдены также остатки чего-то вроде блинов или лепешек.

Человеческие останки

Человеческие останки, найденные в святилище, подразделяются на две категории: более или менее целые скелеты и разбросанные кости. Тела были либо помещены в яму и разлагались там, или разложение произошло в другом месте. Сохранность погребенных различна. Умерших, от которых остались относительно целые скелеты, помещали в более или менее круглые ямы, прислонив к стене. У шести правая нога согнута, даже скована, стопа под ягодицами, а согнутая левая нога упирается в стену. Левые руки им клали за левую ногу, а правые — на правое бедро. Еще для двух скелетов ситуация аналогичная, но зеркальная.

Черепа отсутствуют, они могли быть разрушены эрозией или распашкой. Наличие зубов на дне ям и у некоторых скелетов нижней челюсти свидетельствует о том, что на момент захоронения тела были целыми. Четверо мужчин, а у остальных четырех пол определить пока не удалось. Похоронены они недалеко друг от друга к северо-западу от ограды.

Фото: Inrap
Скелет похороненного в сидячем положении человека

899 костных остатков, представляющих около пятнадцати человек, были обнаружены в ямах и канавах. Кости в основном относятся к черепному скелету в секторе 1 и к посткраниальному в секторе 2. На нескольких фрагментах имеются следы ударов, порезов или оголения — то есть сдирали кожу и плоть. Следы на черепах могли быть оставлены после удаления лица для изготовления масок. Подобные кельтские маски из человеческих лиц были найдены в этом регионе. Следы на конечностях являются результатом расчленения и удаления плоти. Их пытались раздавить, некоторые были нагреты. Абсолютная датировка относит смерть всех этих лиц к II-I вв. до н.э. (сюда же попадает время Галльской войны, которую вел Юлий Цезарь).

От других святилищ это место отличает распределение артефактов в соответствии с их происхождением. В канаве, где лежат кости животных, металла мало или совсем нет, и наоборот. Распределение человеческих останков также показывает различия, с одной стороны погребения в сидячем положении, с другой — преднамеренно раздробленные, нагретые, расчлененные и лишенные плоти.

Это место посещалось до IV в. н. э. Именно здесь могла случиться смерть почитаемого во Франции святого Юстуса Бове, которому, по легенде, язычники отрубили голову, и имя которого дало название городку.

Исследование: люди культуры Наска накачали ребенка психоделиками перед принесением в жертву

Погребальный обряд русов, описанный Ибн-Фадланом в X веке, находит подтверждение