Искусственный интеллект показал, что картина Рафаэля написана не одним художником

Согласно новому анализу, на знаменитой картине Рафаэля изображено лицо, созданное НЕ легендарным мастером эпохи Возрождения.

Эксперты исследовали известную картину Рафаэля «Мадонна с Розой» (1518 год) и обнаружили, что, хотя большая часть картины действительно принадлежит кисти мастера, лицо Иосифа, скорее всего, написано другой рукой, сообщает Университет Ноттингема (Великобритания). Картина висит в Музее Прадо в Мадриде, некоторые ученые давно предполагали, что ученик Рафаэля Джулио Романо внес в нее свой вклад. Научная статья вышла в Heritage Science.

Профессор Хасан Угайл, директор Центра визуальных вычислений и интеллектуальных систем в Университете Брэдфорда (Великобритания), разработал нейросеть, которая распознает подлинные произведения Рафаэля с точностью 98%.

Фото: Музей Прадо

«Этот анализ произведений искусства художника Рафаэля представляет собой объективный и поддающийся количественной оценке подход с использованием машинного обучения к классификации изображений. Работы других художников можно исследовать с использованием той же техники, и это цель будущих исследований», — сказал доктор Кристофер Брук, почетный научный сотрудник Ноттингемского университета.

Некоторые знатоки считают, что качество Мадонны, Младенца и Святого Иоанна намного превосходит качество исполнения Святого Иосифа, теперь это подтвердил ИИ.

«Используя глубокий анализ особенностей, мы использовали изображения подлинных картин Рафаэля, чтобы научить компьютер очень детально распознавать его стиль, начиная с мазков кисти, цветовой палитры, теней и каждого аспекта работы. Компьютер видит гораздо глубже, чем человеческий глаз, на микроскопическом уровне», — сказал профессор Угайл.

Исследовательская группа ранее с помощью ИИ показала, что таинственная картина «Тондо де Бреси», которая имеет сходство с «Сикстинской Мадонной», действительно написала Рафаэлем. Результаты таких исследований пока не признаются достаточными для принятия решения об аутентификации, но это шаг к улучшению общих искусствоведческих протоколов.