Исследование: шринкфляция злит людей сильнее, чем повышение цен

Чаще всего под ударом оказываются шоколад, печенье и сладости. Впрочем, список можно продолжать.
PeopleImages.com - Yuri A/Shutterstock/FOTODOM

Наверное, каждый из нас сталкивался с хитростью производителя, уменьшающего упаковку продукции с сохранением цены. Это неприятное явление, известное как шринкфляция, процветает по всему миру. Ученые из бизнес-школы EMLyon во Франции исследовали его и поделились результатами на страницах The Conversation.

Продавцам и производителям совершенно напрасно кажется, что этот трюк остается незамеченным. Так, по данным банка Barclays, 8 из 10 британских потребителей сообщили, что эта порочная практика бьет по их финансам. Четверть из них заметила, что упаковка «усыхала» неоднократно.

В пятерку наиболее часто упоминавшихся в этом ключе продуктов вошли шоколад (57%), чипсы (44%), печенье (41%), батончики (36%) и сладости (36%).

Потребители часто не замечают сокращение веса продукта, пока не откроют упаковку или даже не вынут содержимое. Тем более что производители идут на ухищрения вроде увеличения углубления на дне банки. В итоге покупатели чувствуют себя обманутыми.

Исследователи проштудировали 4000 сообщений в соцсетях со словами «#shrinkflation» или «shrinkflation», опубликованных с января 2022 года по январь 2024 года, и установили, что в большинстве случаев шринкфляция раздражает людей сильнее, чем простое повышение цены.

Из большинства этих постов следует, что покупатели винят в шринкфляции не только производителей, но и магазины.

Эти результаты были подтверждены онлайн-исследованием с участием более 1700 потребителей из Великобритании и Италии, проводившимся в первой половине 2024 года. Оно показало, что шринкфляция вызывает большее снижение доверия к ритейлерам, нежели повышение цен.

Как бы то ни было, бороться с некрасивой практикой проще всего оказалось воздействием на торговлю. С 1 июля 2024 года магазины во Франции обязали размещать предупреждения на продуктах, которые уменьшились в размере без соответствующего снижения цены, спустя несколько недель такие же меры были введены в Италии. Схожий порядок действует в Южной Корее, причем там за его нарушение грозит большой штраф.