Древний «монах-аскет» из захоронения в Иерусалиме оказался женщиной

Недавнее археологическое открытие вблизи Иерусалима поставило под сомнение устоявшиеся представления об аскетических практиках византийской эпохи. В гробнице, где, как считалось, хоронили только монахов-аскетов, найдены останки женщины. Это заставило пересмотреть взгляды на роль женщин в религиозных практиках V века н. э., пишет Arkeonews.
Анализ белков в зубной эмали показал, что в гробнице содержались останки женщины, подвергавшей себя самоистязаниям с помощью железных цепей-вериг. Выводы опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.
В районе Восточного Иерусалима, всего в нескольких километрах от Старого города, находятся остатки византийского монастыря, датируемого периодом с 350 по 650 гг. н. э. Недавние раскопки обнаружили несколько захоронений, относящихся к V веку. Среди них исследователи нашли плохо сохранившиеся останки человека, похороненного в цепях, обычно носимых аскетами для усмирения плоти. Ученые обнаружили обширную коллекцию больших металлических колец на месте шеи, рук и ног, диаметром более десяти сантиметров и общим весом в несколько десятков килограммов.
Скелет аскета сохранился крайне фрагментарно, и немногочисленные кости разрушались при любом прикосновении. Несмотря на это, Паула Котли из Института Вейцмана (Израиль) вместе с коллегами провела тщательное исследование останков. Изучение трех шейных позвонков и одного зуба позволило определить, что захоронение принадлежало взрослому человеку, вероятно, в возрасте от 30 до 60 лет.
Для определения пола использовали пептидный анализ эмали единственного сохранившегося зуба — второго премоляра верхней челюсти. Исследования выявили отсутствие пептидов, связанных с белком AMELY, кодируемым геном на Y-хромосоме. Напротив, было обнаружено значительное количество пептидов, соответствующих белку AMELX, связанному с геном на X-хромосоме.
Эти убедительные доказательства позволили ученым заключить, что в позднеантичной гробнице, скорее всего, находились останки женщины. Открытие поднимает важные вопросы о роли женщин в аскетических практиках византийской эпохи, предполагая, что женщины тоже могли участвовать в подобных экстремальных религиозных ритуалах.
Женщины в Римской империи начали практиковать аскезу уже с IV века н. э. Известные фигуры, такие как Мелания Старшая, христианская святая из богатой семьи, и ее внучка, Мелания Римская, положили начало этой традиции, принимая самоограничение для достижения духовных целей.
Однако исследованное захоронение особенно значимо, поскольку является первым археологическим свидетельством участия женщин в самоистязаниях с использованием тяжелых цепей в Византийском обществе того времени.
Монастырь, где была обнаружена гробница, располагался вдоль христианского паломнического маршрута в Иерусалим — город, который стал крупным религиозным центром в византийский период, привлекая верующих со всего Римской империи. Эти монастыри служили не только духовными пристанищами, но и убежищем для паломников.