Крионика: бизнес на обмане или реальная надежда на воскрешение?
Русский след в крионике
Теоретическая крионика началась еще раньше. Ее истоки можно найти в опытах биолога Порфирия Бахметьева, который еще в конце XIX века замораживал животных и насекомых, вводя в анабиоз, а затем снова оживлял. Ученый верил, что этот метод можно испробовать не только на летучих мышах, но и на человеке, нужно только определить верные условия. Довести свои идеи до практики Порфирий Иванович не успел: в 1913 году он заразился малярией и скончался.
Опыты Бахметьева были не единственными. В 1920-е годы крионикой активно занимался ученый Лев Термен, изобретатель терменвокса. «Главной идеей для меня стала борьба со смертью, — писал Термен. — Я штудировал работы по исследованию жизни клеток животных, захороненных в вечной мерзлоте. Думал над тем, что будет с людьми, если их заморозить, а потом снова разморозить». Он обнаружил, что трупы прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте, и публично сокрушался о том, что Владимира Ленина после смерти не заморозили, а бальзамировали.
Сто лет назад тема крионики была популярна и в литературе. Ей, в частности, посвящены «Поэма анабиоза» Александра Ярославского 1922 года и пьеса «Клоп» Владимира Маяковского 1928-го. В Америке в 1931 году был издан фантастический рассказ «Спутник Джеймсона» Нила Р. Джонса об ученом, заморозившем свои мозги, и инопланетянах, которые смогли оживить землянина, подарив ему тело робота. Подобные фантастические сюжеты вдохновили сына иммигрантов из России — Роберта Эттингера, которого теперь в США считают отцом крионики. В 1962 году он написал книгу «Перспективы бессмертия», и именно она послужила практическим руководством для первых американских фирм, оказывающих услуги по криоконсервации. Одну из них Эттингер открыл сам: его Институт крионики работает с 1976 года по сей день. Сейчас в нем хранятся замороженные тела более 200 человек, включая самого основателя, скончавшегося десять лет назад в возрасте 92 лет, двух его жен и матери. Стоимость услуг по криоконсервации тела составляет $28 000. На процедуру заранее записались более 1800 человек.
Русский след можно найти и в самой технологии криоконсервации, которая применяется в США и в России. «Криопациентов» охлаждают до температуры жидкого азота –196 °C не сразу, а предварительно накачав специальным раствором, который служит консервантом и предотвращает образование кристаллов льда, вызывающих повреждения сосудов. Процедура называется перфузией, а сам раствор для витрификации разработал российский химик и криобиолог Юрий Пичугин, выпускник Томского университета.
«По сути, это биологический антифриз, аналогичный тому, который используется для сохранения человеческих эмбрионов, сперматозоидов и яйцеклеток при криогенных температурах», — поясняется на сайте Института крионики. По данным компании «КриоРус», которая также использует этот раствор, работа Юрия Пичугина стала основой для создания витрификационного метода и другой американской компании — «Алькор». В ее хранилище более 180 «криопациентов». Еще более 1300 человек платят ежемесячные взносы, чтобы воспользоваться данной услугой после смерти.
Всего в мире заморожено порядка 500 человек. Из них 82 находятся на сохранении в России — это клиенты «КриоРус», среди которых 25 иностранных граждан. Правда, некоторые «криопациенты» сохранены в жидком азоте не полностью, а частично, так как заморозка мозга стоит значительно дешевле, чем криоконсервация всего тела. Например, компания «КриоРус» берет от $15 000 за нейросохранение (хранение мозга), а за криоконсервацию тела — $36 000. Кстати, мозг Юрия Пичугина, который скончался в 2018 году, также был крионирован фирмой «КриоРус».
У компании есть контракты с ежегодной оплатой, предусмотрена рассрочка. И, по всей видимости, крионика — очень выгодный бизнес. Об этом говорит и тот факт, что супруги, руководившие российской криокомпанией, после развода предприняли попытку поделить своих «пациентов». Осенью 2021 года бывшая жена и гендиректор организовала похищение замороженных мертвецов со взломом криохранилища.
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»
Есть ли научная база у крионики? Энтузиастов этого метода вдохновляют успехи в области ЭКО, с помощью которого из размороженных эмбрионов годы спустя рождаются здоровые дети, а также многочисленные опыты с тканями и органами, которые после длительного хранения при низких температурах вновь демонстрируют жизнеспособность. В 2016 году 70 ученых мира подписали письмо в поддержку крионики. В нем содержатся ссылки на научные исследования, которые выглядят прорывом. Речь идет о восстановлении электрической активности мозга после замораживания до –20 ° C и даже после семи лет хранения в холоде; о восстановлении органа млекопитающего после охлаждения до –196 ° C и последующей трансплантации; о том, что большие органы могут быть криоконсервированы без структурного повреждения льдом. Также упоминается первая демонстрация сохранения памяти у криоконсервированного и реанимированного животного и первая демонстрация витрификации всего мозга с идеальным сохранением нейронных связей.
«Крионика — законное научное предприятие, направленное на сохранение людей, в особенности человеческого мозга, с помощью наилучших доступных технологий, — заявляют ученые в письме. — Можно представить будущие технологии реанимации, которые включают в себя молекулярное восстановление с помощью наномедицины, высокотехнологичные вычисления, детальный контроль роста клеток и регенерацию тканей. С учетом этих разработок существует реальная возможность того, что крионика сможет сохранить достаточную неврологическую информацию, позволяющую в конечном итоге восстановить полное здоровье человека».
Крионика выглядит фантастично? Да, но пока человечество не откажется от желания жить вечно, технология будет развиваться и на нее будет спрос. У этой услуги есть и другой ракурс: вы можете заморозить любимое животное и ждать научного прогресса. Уже заморожены сотни питомцев.
«Заморозить организм — это не проблема, — рассказал нам популяризатор науки, к. б. н. Александр Тышковский, старший научный сотрудник лаборатории системной биологии старения в Гарвардской медицинской школе и МГУ им. М. В. Ломоносова. — Частные компании предлагают эту услугу уже более 50 лет. А вот разморозить человека или любое другое млекопитающее, вернув его к жизни, пока никому не удалось. Процесс заморозки приводит к серьезным повреждениям тканей. С этим можно бороться, применяя специальные вещества-антифризы, но многие из них токсичны для наших клеток. Поэтому проблема "оживления" большинства органов после заморозки так и не решена, не говоря уже о целых организмах. Эффективных технологий, которые бы позволили нам заморозить человека или хотя бы мышь, а спустя некоторое время вернуть их к жизни, на сегодняшний день не существует. По сути, криокомпании продают нам не готовое решение, а лишь надежду на то, что однажды оно будет найдено. Правда, за время этих поисков может смениться не одна криокомпания».