Нейросети: будущее уже здесь?

Shutterstock
Во благо ли искусственный интеллект? Прошлый год и начало нынешнего запомнились нешуточными диспутами вокруг нейросетей. Алгоритмы искусственного интеллекта умеют так много, что порой становится не по себе: они читают мысли людей, помогают говорить парализованным, создают иллюстрации и пишут тексты. Российские ученые прокомментировали тенденцию.

Только в прошлом году: парализованный произнес более 1000 слов с помощью импланта в мозге, роборуки, подключенные к мозгу, позволили парализованному поесть самостоятельно, впервые в России обезьяне вживили нейроимплант для восстановления зрения, нейроимплант позволил парализованныму ходить и пр. А в этом году активно обсуждается тот факт, что в России выпускник защитил диплом, написанный нейросетью. Системе образования в сегодняшнем виде уже предрекают конец. Так ли все на самом деле?

Кронгауз Максим Анисимович

лингвист, профессор РГГУ и НИУ ВШЭ, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ

«Искусственный интеллект: ChatGPT, потомок серии нейросетей GPT (Generative Pre-trained Transformer) от компании OpenAI, запущенный 30 ноября прошлого года, уже стал событием. Дело идет к тому, что не только нельзя будет распознать в собеседнике искусственный интеллект, но и к тому, что искусственный интеллект станет более интересным собеседником, чем человек. Очевидно, что его используют и будут использовать с очень разными целями: от написания детских сказок до написания дипломов и диссертаций».

Уточникова Валентина Владимировна
доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Химического факультета МГУ

«Может показаться, что это событие ненаучное, однако без ученых оно было бы невозможно: я имею в виду развитие искусственного интеллекта. Это уже сила настолько великая, что ставит роль человека под сомнение. Человек не всегда способен распознать текст, сгенерированный ИИ. Художники уже устраивает протесты против рисунков нейросетей, опасаясь за свою работу. Это может изменить мир – и уже меняет».