Почему мы не рыбы, или Как боязнь воды становится фобией
Почему люди боятся воды
Аквафобия (или гидрофобия) — боязнь воды как таковой. Когда человеку становится не по себе не только в открытых водоемах, но даже в ванной. Страх это иррациональный, связан с нарушениями работы психики, причиной которых могут быть серьезные заболевания.
Аквафобы могут бояться воды по самым разным причинам. К примеру, из-за антинаучной веры о переносе условной психокинетической энергии. Но чаще всего гидро- и аквафобия встречаются у людей, которые не умеют плавать.
Основная причина возникновения — неудачный опыт, полученный в детстве или в более взрослом возрасте, когда человек, например, тонул или видел, что кто-то тонет.
Виды фобий, связанных с водой
Гипотетических поводов испугаться в открытых водоемах множество. Потому и боязнь воды имеет много форм. Это и сам страх утонуть, и страх неизвестности — что или кто скрывается под водой и чем опасна встреча. Боязнь воды порождают реальные угрозы — акулы, морские ежи, медузы или страх пораниться, быть унесенным течением, наткнуться на утопленника. В конце концов мировой океан по самым оптимистичным оценкам изучен всего лишь на 5%.
Люди — не амфибии, мы не можем по физиологическим причинам жить под водой, это стихия не наша. То ли дело земная твердь, где угроз не меньше, но мы научились в большинстве случаев их избегать.
Вода же, как и многие другие триггеры фобий, пугает непредсказуемостью. А это нашим мозгом воспринимается как опасность.
Масла в огонь подливают и новости о ЧП на воде. Только в России ежегодно тонет около 2500 человек.
Есть и несколько иной вид страха — ихтиофобия. Он касается не самой воды, а ее обитателей. Одна из гипотез его возникновения — эволюционный страх перед укусом ядовитых водных существ и истории о их кровожадности, что порождает инстинктивное желание людей держаться от них подальше.
Но это может быть и фобия, порожденная сознанием и всевозможными легендами и страшилками — лохнесское чудовище, кикиморы, русалки и тому подобные мнимые угрозы подводных глубин. Однако и они порождают множество страхов.
И этот страх на стыке фантастичного и реалистичного — боязнь утонуть, помноженная на ужас угроз от обитателей глубин, тоже удостоен своего термина — талассофобия.
Впрочем, есть и вполне рациональный страх находиться в воде, особенно во время непогоды. Ежегодно в мире около 240 000 человек получают травмы из-за удара молний. В 10% процентах случаев дело заканчивается смертью. Шансы стать частью суровой статистики кратно возрастают при нахождении в воде. При прямом попадании молнии выжить почти невозможно. Однако история знает одно исключение — Рой Салливан, которого молния била в период с 1942 по 1977 год целых семь раз, но выживал.
Отрицательная плавучесть
Согласно опросам, примерно 10–20 % россиян плавать вообще не умеют. А 60 % обладают этим навыком, но на большой воде чувствуют себя неуверенно. Что довольно странно с точки зрения эволюции, ведь наши очень далекие предки вышли из воды, значит плавать мы должны уметь от рождения и на генетическом уровне. У младенцев, например, есть так называемый «плавательный рефлекс», который исчезает через полгода.
Однако этот врожденный рефлекс новорожденных — еще не умение плавать. Они самостоятельно даже не могут держаться на воде из-за так называемой отрицательной плавучести. Правда касается это только пресных водоемов. Дело в том, что предрасположенность человека к плаванию во многом зависит от физиологических особенностей. Например, от умения дышать, объема легких или соотношения жировой и мышечной ткани. У младенцев подкожного жира мало, легкие тоже маленькие, дышать как следует они еще не умеют.
Отрицательная плавучесть сохраняется примерно у 10 % взрослых. Эти люди не способны овладеть навыком держаться на воде и не тонуть
Табачный дым и хлестание плетьми: странные методы спасения утопающих
Рисунки на различных археологических артефактах свидетельствуют, что плавать люди начали довольно давно, как минимум несколько тысячелетий назад. А толковой методики спасения утопающих долгое время не было. В качестве реанимации умирающего хлестали прутьями, применяли меха для нагнетания табачного дыма через… прямую кишку для «встряски» организма.
Первыми адекватными методами стало в конце XVIII века размещение вдоль Темзы трубок для вдувания воздуха в легкие через ноздри, а также патентованная нюхательная соль, которую использовали по принципу современного нашатыря.
Как понять, что человек тонет
Понять, что человек тонет, иногда бывает сложно, особенно если дело касается детей. Многие свидетели тонущих описывали их поведение, как дурашливое, игривое. Есть несколько основных признаков, по которым можно распознать, что беда вот-вот случится:
- размашистые движения и дерганные шлепки о поверхность воды;
- волосы, налипшие на лоб и лицо, которые человек не убирает; в обычной ситуации пловец обязательно инстинктивно уберет помеху с лица;
- молчание; чаще всего тонущий человек не кричит, потому что у него либо зажаты голосовые связки вследствие асфиксии, либо он начинает хлебать воду, пытаясь схватить воздух. В процессе вдоха кричать мы не можем, а кричим, когда испугались, либо если стало плохо.
Спасая утопающего, нельзя забывать о собственной безопасности. Ведь человек, объятый паникой, себя не контролирует, что может привести к гибели обоих. Поэтому захватывать тонущего нужно сзади за челюсть, перевернув его на спину, удерживая его лицо на поверхности и находясь вне досягаемости его хаотично колотящих конечностей. Транспортировав человека к берегу, аккуратно вынести его на сушу, положив на ровное место.
— В этот момент многие совершают самую распространенную ошибку — пытаются сразу откачать воду из легких. Ведь именно это показывают во всех фильмах и мультиках. Главное — время, но сначала нужно послушать, дышит или не дышит пострадавший. Если дыхание есть — перевернуть человека на бок и ждать реанимобиль — они едут быстрее, и работают с пограничными состояниями, вытаскивая из клинической смерти. Если дыхания нет — придется проводить реанимацию самим. Задача — сжать сердце, чтобы 100–120 ударов в минуту было. Спасая младенцев, качают двумя пальцами, а не полной рукой, — эксперт канала «Наука», спасатель.
Воскреси Анну
Сегодня реанимации тонувших можно научиться. А все благодаря одной знаменитой парижской утопленнице, найденной в конце XIX века на набережной Сены прямо возле Лувра. Для опознавания утопленников выставляли в специальной витрине парижского морга, где на них мог поглазеть любой желающий. Все, видящие девушку поражались ее красоте, нетронутой маской смерти, но ее так никто и не опознал. Патологоанатом распорядился сделать с ее лица слепок.
И тут случился настоящий «культ незнакомки» — поэты, художники и писатели начали посвящать ей свои произведения. Вот, к примеру, стихотворение Владимира Набокова:
Торопя этой жизни развязку,
Не любя на земле ничего,
Все гляжу я на белую маску
Неживого лица твоего.
Новый виток популярности пленительной утопленницы случился в 1955 году, когда норвежец Осмунн Лердал использовал знаменитый слепок, создавая манекен для обучения технике сердечно-легочной реанимации, который позже назовут «Воскреси Анну».
Можно ли преодолеть боязнь воды?
Бассейн — то самое место, где люди расстаются со страхом перед водой. Вода бассейна прозрачная, видно, что ничего и никого угрожающего тут нет. Глубина незначительная, и волны отсутствуют. Вокруг поручни и разделительные канаты с буйками. Рядом почти всегда люди, а по необходимости — инструктор.
Но начинать нужно не бассейна!
В смысле терапии гидрофобия ничем от других видов фобий не отличается.
Это длительная работа с психологом или психотерапевтом. Никакой спешки. Никаких спонтанных попыток забросить несчастного на середину озера, чтобы он перешагнул свой страх. Ведь страх и фобия — понятия все-таки разные.
И только после пробработки фобии с психотерапевтом можно идти в воду.
Новый цикл передач «Фобии» смотрите на канале «Наука» с 26 июня. Серии выходят каждый день!
Ученые объяснили механизм боязни темноты
Новое исследование показывает интересную связь между верой в паранормальное и сном
В мозге открыли механизм, который заставляет нас хотеть «еще чего-нибудь вкусненького»