Как спешка перед сочинской Олимпиадой привела к гибели уникального леса
История о том, как одна бабочка, перевезенная человеком в новую для нее среду обитания, стала причиной уничтожения самшитовых лесов в Краснодарском крае и на Кавказе. Рассказывает биолог Илья Гомыранов.
От редакции. В России до недавнего времени встречался лишь один вид самшита — колхидский. Он успешно пережил ледниковый период 1,8 млн лет назад и беззаботно произрастал на Черноморском побережье Краснодарского края и Кавказа в ущельях и долинах рек. Похвастаться самшитовыми рощами могли также Абхазия, Грузия, Азербайджан и Турция. Тысячелетиями теплые влажные леса самшита регулировали климат и скрепляли камнями почву каменистых ущелий Кавказа от оползней. Вечнозеленое дерево, входящее в Красную книгу РФ, традиционно использовалось для озеленения и в декоративном садоводстве. Однако за несколько лет из 5000 га насаждений самшита колхидского в Российской Федерации осталось только 5 га (к 2017 году), в основном в Республике Адыгея. Причина тому — инвазия огневки.
Спешка перед сочинской Олимпиадой привела к гибели леса
Очень яркий пример инвазии — это самшитовая огневка. Она была завезена к нам при подготовке к Олимпиаде в 2014 году и уничтожила всю самшитовую рощу. Если сначала она ела самшит только в Сочи, то сейчас перекинулась на территорию Абхазии, Грузии и доедает леса по всему Кавказскому хребту.
Самшитовая огневка — это такая небольшая бабочка, которая изначально проживала на Дальнем Востоке. Там она питалась местными видами: ела падубы и бересклет. И не ела самшиты. Поэтому никто не думал, что она будет это делать. В какой-то момент этот вид попал в Германию, возможно, с Дальнего Востока России, из Японии, Китая, Кореи — мы точно не знаем откуда.
Впервые в 2006 году инвазия этого вида была обнаружена в Германии. Дальше она начала легко расселяться по территории Европы и была занесена в список особо опасных видов вредителей. В 2007 году вид стал экологической проблемой для многих стран, в том числе для Нидерландов, которые активно выращивают растения. В 2008-м он был найден уже сильно севернее: в Великобритании и Австрии. В 2011 году огневку обнаружили в Турции на границе с Грузией.
В 2012 году наша страна начала готовиться к зимней Олимпиаде в Сочи. Была вырублена очень большая роща реликтового самшита. А самшит — медленнорастущее растение, наша страна могла похвастаться лесами из этого растения, которому было несколько тысяч лет. Но при подготовке к Олимпиаде леса вырубили, а государство и заказчики, которые выполняли строительные работы, обещали, что восстановят утраченные леса. Вскоре они завезли посадочный материал самшита вечнозеленого. Это близкий вид, но он растет гораздо быстрее, из него надеялись получить новые рощи. Но, как всегда, не учли много факторов и прежде всего необходимость карантина. Заказали растения в Италии, где уже был этот сельскохозяйственный вредитель, привезли самшит и должны были выдержать некоторое время материал на карантине, после чего высаживать. Но в спешке начали сажать его сразу… Так с самшитом вечнозеленым огневка впервые попала на территорию нашей страны, активно начала есть растения и за пару лет съела полностью.
Сейчас самшитовых деревьев практически не осталось. Личинки этих бабочек съедают большую массу самшита с огромной скоростью. Проводили эксперименты: два литра листьев они поедают буквально за пару часов.
Если мы сейчас пойдем в самшитовую рощу, то увидим там мертвые деревья и кое-где молодые росточки этих растений, которые также поедает огневка — она никуда не делась, ее численность в какой-то момент стала очень высокой. Когда она съела весь самшит, ее численность упала, но огневка продолжает жить и подъедает молодые растения. А для того, чтобы молодые растения выросли в большой лес, нужно еще не одно столетие, и дождемся ли мы этого — непонятно.
Конечно, другие растения огневка тоже ест. Например, падубы и бересклеты, которые японцы используют для озеленения. Но это кустарники, которые довольно быстро растут, поэтому, даже если огневка съедает у них листовую массу, они заново вырастают. Самшит колхидский — это реликтовое растение, которое не сбрасывает листву, и для него потеря зеленой массы очень критична.
Про то, что огневка — сельскохозяйственный вредитель, раньше никто не знал, потому что самшит не растет на Дальнем Востоке. Когда ее перевезли впервые в Южную Европу, там она перешла на питание самшитом, и он ей гораздо больше понравился — стал основой рациона.
Можно ли победить самшитовую огневку?
Беда в том, что у самшитовой огневки, как у инвазивного вида, в новом месте обитания нет никаких врагов. Наши птицы не справляются с таким количеством огневки, потому что она бесконтрольно размножается. На Дальнем Востоке ей вредили два типа ос — это большие насекомые, личинки которых паразитируют на гусенице самшитовой огневки. У нас таких нет, а когда попробовали специально завести вредителей на территорию Южной Европы, в том числе в Сочи, то оказалось, что эти осы предпочитают нападать на других бабочек. Они стали съедать местные виды, но практически не трогают самшитовую огневку, она оказалась и тут защищенной. А значит, мы не можем использовать биологические методы борьбы против нее.
Попыток бороться с огневкой предпринималось много, на эти цели выделялись большие средства. Сначала пытались механически ее собирать, потом стали обрабатывать леса до того, как она туда заселилась,— и тем самым ограничивать ее распространение обработкой пестицидами определенных участков самшита. Но опять же возникла большая проблема: на тот момент основным местом обитания самшитовой огневки был Кавказский биосферный заповедник, а в заповеднике мы не можем применять химические средства. В какой-то момент было дано разрешение, но было уже поздно. И самшитовая огневка стала распространяться дальше… После этого была разработана большая программа. Пытались даже из Китая завозить ос, попробовали, потратили на это большое количество средств, но, к сожалению, ничего не помогло.
Сейчас основной способ борьбы с самшитовой огневкой — это бактериальные препараты против бабочек, вызывающие раздражение кишечника и мешающие ей питаться. Соответственно, можно обрабатывать свои растения этим препаратом, и они будут защищены от гусениц. Еще один основной метод борьбы с этими бабочками — не использовать в посадках самшиты, ограничивать использование этой культуры на участках, в том числе для озеленения города Сочи.
В Сочи продолжаются обработки от самшитовой огневки. Ведутся наблюдения за тем, как она размножается. Мы знаем, что численность ее действительно упала — это связано с отсутствием объекта питания. Существует большая программа по восстановлению самшита. На некоторых участках сажают небольшие растения самшита и всячески их охраняют, в том числе механически собирают личинок и гусениц. Большая проблема состоит в том, что огневка дает за год до четырех поколений (на родине — два-три поколения), это связано с теплым климатом, и это очень много. Поэтому нужно постоянно механически ее собирать и обрабатывать растения гербицидами. Сейчас на новых участках, где высаживают самшит, разрешено использование пестицидов, чтобы предохранять растения, которые только что посадили.
На Дальнем Востоке огневка не представляет никакой угрозы для природы, это исконный вид. Там, во-первых, холоднее, и поэтому она не дает такого количества поколений потомства. Во-вторых, там нет самшита, и она питается в основном бересклетом — быстрорастущим кустарником, и, соответственно, численность ее не вырастает столь катастрофически.
Сейчас мы можем считать, что самшитовые леса на территории всего Кавказского хребта фактически утрачены. Они сохранились лишь в нескольких местах — очень сильно защищенных ущельях, куда пока самшитовая огневка не добралась. Но я думаю, что это дело времени. Когда-нибудь она и туда придет.