4500-летние отпечатки пальцев показали: керамику в древней Сирии делали дети

Wikimedia
Находки проливают свет на роль детского труда и творчества в городских обществах эпохи бронзы.

Археологи из Тель-Авивского университета и Национального музея в Копенгагене обнаружили отпечатки пальцев детей на керамике возрастом 4500 лет, найденной в Сирии. Исследуя 450 керамических сосудов из города Тель-Хама, расположенного на краю царства Эбла — одного из важнейших сирийских государств эпохи ранней бронзы, — ученые выяснили, что две трети артефактов были сделаны детьми 7-8 лет. Оставшаяся треть — пожилыми мужчинами, сообщает Аrkeonews. Научная статья вышла в журнале Childhood in the Past.

«Наше исследование позволяет получить редкое представление о жизни детей, живших в царстве Эбла, одном из самых древних царств в мире. Мы обнаружили, что на пике своего развития, примерно с 2400 по 2000 до н.э., в городах Эбла начали прибегать к детскому труду для массового производства керамики. В городе Хама, который был древним центром производства керамики, первоначально работали в основном подростки, а со временем возраст керамистов стал снижаться, а производство керамических изделий становилось более стандартизированным», — говорит руководитель исследования Акива Сандерс из Тель-Авивского университета.

Фото: Akiva Sanders/Childhood in the Past, 2024

Исследование показывает, как процессы урбанизации и централизации влияли на производство. Со временем юные гончары начинают производить больше кубков для банкетов. Богатых пиров с алкоголем становилось все больше и больше, кубки часто разбивались — в них была большая потребность.

«Царство не только стало все больше полагаться на детский труд, но и детей приучали делать чашки максимально похожими друг на друга. Это явление мы также наблюдаем во время промышленной революции в Европе и Америке: очень легко контролировать детей и обучать их определенным движениям, чтобы создать стандартизацию», — отмечает Сандерс.

Однако в жизни детей было одно светлое пятно: изготовление для себя крошечных фигурок и миниатюрных сосудов. Исследователи нашли доказательства того, что дети создавали свои собственные изделия вне промышленного контекста — дети находили время и возможность для творчества и игры. Может быть, дети обучали друг друга делать миниатюрные фигурки и сосуды, без участия взрослых.