Ученые выяснили, как римские проклятия повлияли на текст «Апокалипсиса»

С учетом того, что Библия переписывалась на протяжении веков разными авторами, неудивительно, что в нее могли проникнуть образы и тексты, характерные для своего времени.
Damian Gorczany/ Ruhr-Universität Bochum

Сотни лет назад жители Римской империи писали проклятия на тонких свинцовых табличках и прятали их в могилах, колодцах и других местах, считавшихся вратами в подземный мир. Эти мрачные ритуалы теперь не только приоткрывают завесу над повседневной духовной жизнью античного общества, но, как утверждает профессор Михаэль Хельшер из Рурского университета Бохума, находят отражение даже в Библии.

«Между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. проклятия были частью повседневной религиозной практики в римском мире», — говорит Хельшер, специалист по изучению и толкованию библейских текстов — «Поскольку эти проклятия часто записывались, мы можем читать и анализировать их и сегодня».

Зачем создавались проклятия

Фото: Damian Gorczany/ Ruhr-Universität Bochum

Эти таблички, называемые дедификонами, делались из тонкого свинца и содержали письменные заклинания — от мести вору до проклятий в адрес соперника в любви или суде. Для усиления эффекта таблички могли обматывать вокруг костей, класть в глиняные фигурки или сопровождать символическими жертвами (например, куриными костями).

Иногда достаточно было указать только имя врага. В других случаях заклинание включало обращения к богам, демонам и даже графические изображения. Считалось, что сила проклятия сохраняется, пока табличка скрыта: если ее находили и удаляли, эффект заклинания пропадал.

Хотя такие практики официально запрещались римским правом как опасная магия, они были чрезвычайно распространены. Археологи нашли более 1700 подобных табличек по всему пространству бывшей Римской империи — от Британии до Малой Азии.

От римской магии к христианским текстам

Фото: Damian Gorczany/ Ruhr-Universität Bochum

Что делает исследование Хельшера особенно интересным — это попытка проследить влияние этих ритуалов на Книгу Откровения, одно из самых загадочных сочинений Нового Завета. Откровение было написано в Малой Азии — регионе, где римские магические практики были особенно распространены.

Так, в главе 13 описан «зверь из моря» с богохульными именами на головах — аналогично тому, как на свинцовых табличках записывали имена врагов. По мнению исследователя, это символическое изображение римского императора и одновременное заклинание, осуждающее его власть.

В главе 18 говорится о падении Вавилона (аллегория Рима), где ангел бросает камень в море — жест, напоминающий уничтожение таблички с проклятием. По словам Хельшера, таким образом автор Откровения «переворачивает» магический ритуал, показывая, что сила Бога превосходит любую оккультную практику.

Автор отмечает, что сходные формулировки с табличками проклятий встречаются и в других главах «Апокалипсиса». С учетом того, что Библия переписывалась на протяжении веков разными авторами, неудивительно, что в нее могли проникнуть образы и тексты, характерные для своего времени.

Для Хельшера эти таблички — не просто артефакты суеверий, а свидетельство того, как язык использовался как инструмент духовного воздействия, власти и сопротивления.

«Библия не только благословляет, но и проклинает», — отмечает он. — «Даже Иисус в Евангелиях произносит проклятие — это вызывает важные этические вопросы: допустимо ли вообще проклинать? Как мы используем силу слов?»

В конечном счете, считает ученый, язык должен быть направлен на созидание, а не разрушение.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram