В Гнёздове впервые в истории открыли причал, относящийся к пути «из варяг в греки»

Смоленско-Гнёздовская объединенная археологическая экспедиция
Легендарный археологический памятник, находящийся в Смоленской области, продолжает дарить исторические находки.

Как рассказывает руководитель Смоленской экспедиции Исторического музея (в составе объединенной Смоленско-Гнёздовской) Вероника Мурашева, изучение прибрежной части озера Бездонка ведется с 2005 года. Участок уникален для Гнёздова — это единственное место, на котором из-за повышенной влажности слоя сохраняется органика, прежде всего, дерево. Работа на «мокром» раскопе сопряжена с большими трудностями необходимостью откачки грунтовых вод и постоянного осушения культурного слоя. 

Именно в этих наиболее ранних слоях раскопа несколько лет назад были впервые обнаружены структуры, связанные с портовой жизнью древнего Гнёздова. Простейшие конструкции настилы являли собой элементы благоустройства берега и в древности служили для подхода к воде. Сооружение подобных «твердей» из досок или жердей – вполне обычное явление для речных портовых зон Европы «эпохи викингов». Кроме настилов, здесь же, на берегу озера Бездонка, бывшего внутренней гаванью древнего поселения, была найдена целая серия корабельных деталей (шпангоут, весла, уключины).

Фото: Смоленско-Гнёздовская объединенная археологическая экспедиция

В нынешнем году экспедиция продолжила работы и приступила к изучению нижних пластов. Пожалуй, самым интересным открытием сезона 2023 года стала часть конструкции, плотно забутованная суглинком и состоящая из мощных бревен, которые были зафиксированы на склоне при помощи столбов.

Выявленный объект интерпретирован как причал первый открытый на памятниках, связанных с путем «из варяг в греки». Пара обнаруженных деревянных столбов выделяется длиной и диаметром – вероятно, они предназначались для швартовки судов.

Фото: Смоленско-Гнёздовская объединенная археологическая экспедиция
3D-модель фрагмента конструкций причала

Открытие не имеющей на сегодняшний день аналогов конструкции свидетельствует о сложной «многоступенчатой» структуре портового хозяйства, приспособленной к местным ландшафтным и гидрологическим условиям. Пристань, вероятно, имела сезонное значение и могла функционировать во время весенних половодий, когда «по высокой воде» и происходила основная навигация по Волхово-Днепровскому речному пути. После того, как вода спадала, смысл в использовании конструкции исчезал, и для подхода к воде служили настилы-гати.

Опираясь на полученные радиоуглеродные даты, можно уверенно датировать причал первой половиной IX века. Впоследствии «старый порт» был заброшен. Вероятно, основная портовая активность постепенно переместилась на берег Днепра в вышележащих слоях, относящихся к Х веку, не зафиксировано никакой деятельности, связанной с обслуживанием речного пути.