Дыхание, взрывы, климат: ученые пытаются понять, почему на самом деле разрушается древнейшая наскальная живопись

Wikipedia.org
Рисунки, которым 45 000 лет, начали очень быстро осыпаться в пещерах Индонезии. Горнодобывающие компании и ученые все еще не могут понять, почему.

Наскальные рисунки в пещерах острова Сулавеси (Индонезия) — одни из древнейших в мире, они сделаны в середине последнего ледникового периода. Жильцы оставили на стенах рисунки людей, бородавчатых свиней и миниатюрных буйволов, и даже древнейшие отпечатки рук. В последние годы рисунки со стен пещер начали очень быстро осыпаться, и сейчас ученые ищут причины этого и возможность спасти древние памятники, сообщает журнал Nature.

Самые древние

Комплекс Марос-Панкеп расположен в поросших лесом горах. Современные ученые обследовали 654 пещеры. Некоторые объекты находятся в чаще джунглей, другие — прямо за жилыми домами, и используются как склады или храмы, какие-то — рядом карьерами, где добывают мрамор и известняк. При этом, по оценкам индонезийских специалистов, пока найдено и изучено меньше половины доисторического «жилого комплекса».

Рисунки найдены в 65% обследованных пещер. Возраст удалось установить случайно: долгое время считалось, что они сделаны не позднее 10 тыс. лет назад, но в 2011 году один из приезжих ученых заметил натечные образования поверх отпечатков ладоней, рассказал о них своему приятелю-геохимику Максиму Оберу из Университета Вуллонгонга (Австралия).

Фото: Wikipedia.org

Тот взял отложения на анализ — и выяснил, что рисункам более 40 тыс. лет, а это опровергает идею о том, что древнейшие рисунки были сделаны в Европе. Таким образом отпечатки рук в пещере Леанг Джари стали на тот момент старейшими из известных в мире, а нарисованные там же свиньи — одни из самых древних рисунков, изображающих узнаваемые объекты. (Хотя позднее в Тибете были обнаружены отпечатки детских ручек и ножек, датируемые 169 000 — 226 000 годами до н. э. - Прим. Ред.)

В пещере Леанг Булу Сипонг 4, предположительно, служившей древним людям храмом, обнаружены сцены охоты. На панно, сохранившаяся часть которого длиной около 4,5 м, изображены полулюди-полуживотные с телом человека, но с клювами, птичьими головами или длинными хвостами. Они охотятся на местного карликового буйвола. И ученые считают, что это иллюстрация к народной сказке или мифу. Обер датировал ее возраст не менее, чем 43 900 годами — а значит, это старейшее произведение искусства, когда люди придумали что-то в реальности не существующее. К сожалению, узнать полный сюжет невозможно, так как часть изображения уже осыпалась.

Кроме самих рисунков, найдены и другие предметы, связанные с художниками. Например, кусочки породы с царапинами — художник или его соплеменник делали соскобы, чтобы из получившейся пыли замешать краску.

Исчезают на глазах

Фото: Geopark Maros Pangkep

Пещеры острова Сулавеси карстовые. Это означает, что они были промыты в известняке потоками воды. К моменту, когда люди обжились в них, белая известняковая порода была покрыта темной твердой коркой, которая образуется из минеральных отложений. На ней и рисовали более 40 тыс. лет назад.

Но этот внешний слой отшелушивался и в прошлые века: одновременно через рисунки и обнажившийся известняк проходит надпись «AD 1769», оставленная голландцами, чьей колонией была Индонезия; таким же образом изображения углем нарисовали австронезийцы несколько тысяч лет назад.

Однако в последние годы процесс отшелушивания твердой корки очень сильно ускорился — это фиксируют и ученые, и хранители пещер из числа местных жителей.

И тогда встал вопрос — что же приводит к уничтожению древних рисунков? Возможно, это загрязнение от проезжающих неподалеку автомобилей и грузовиков, последствия дыхания посетителей, изменение глобального климата, которое влияет на микроклимат пещер или природные условия на острове? А может быть, виновата местная промышленность — в первую очередь, пыль и вибрации от взрывов в карьерах?

Недавно к исследованиям причин разрушения подключились иностранные научные центры и организации, связанные с добывающей промышленностью. Так, уже удалось договориться с владельцем одной из компаний, чтобы изменить технологию добычи и снизить уровень пыли, а руководство другой впервые согласилось допустить ученых на территорию — чтобы выяснить, есть ли там вообще пещеры с наскальными рисунками.

Ранее, в 2021 году, ученые из Университета Гриффита (Австралия), выдвинули гипотезу о том, что причиной может быть изменение климата. Из-за перепадов погоды в течение года, которые из-за глобального потепления стали более резкими, соли, оседающие между извистняком и кальцитовой коркой могут накапливаться быстрее, чем раньше, и вызывать отславание. Теперь эти же исследователи указывают и на влияение сельского хозяйства: индонезийские фермы, например, на несколько месяцев сохраняют воду на рисовых полях. Со временем, возможно, будут выявлены и другие факторы.

Фото: RATNO SARDI/AFP/East News

Сейчас специалисты создают цифровые копии рисунков — чтобы, во-первых, зафиксировать их, пока они не исчезли, а во-вторых, снизить число туристов.

Параллельно с этим, добывающие компании и ученые разрабатывают и внедряют комплексную программу мониторинга, которая должна отслеживать состояние наскальных изображений, оценивать все влияющие на них факторы и, в конце концов, помочь в объяснении того, почему они разрушаются и как этом противостоять.