Берестяные грамоты — 2021: текст-призрак, загадочные имена и грядущий Апокалипсис
По традиции, которую завел еще академик Андрей Зализняк, лингвисты ежегодно отчитываются о находках, сделанных за время прошедшего полевого сезона в Великом Новгороде и других городах. В таком отчете они не только переводят древнерусские записки, но и подробно рассказывают о процессе расшифровки текстов на бересте — очень часто это похоже на хороший детектив.
До пандемии отчет проводился в аудитории при большом скоплении публики. В этом году, как и в прошлом, лекция доктора филологических наук Алексея Алексеевича Гиппиуса прошла в формате Zoom-конференции.
Всего в Новгороде было найдено восемь берестяных грамот. Самая древняя относится к началу XII века, самая поздняя — к началу XV века. Также была найдена одна грамота в Старой Руссе и впервые за всю историю раскопок была сделана находка в Переславле-Рязанском — современной Рязани. «Рязань стала 13-м городом с грамотами. И это очень важное пополнение географии берестяных грамот», — отметил Гиппиус.
Криминальное чтиво на бересте
Пять грамот были обнаружены в районе Ильиной улицы, которая сейчас преобразуется в пешеходную. Для реконструкции были сняты части культурного слоя до рубежа XIV века. Археологам стали доступны для обозрения верхние ярусы древних мостовых, по которым, вероятно, хаживал Феофан Грек во время росписи Спасо-Преображенской церкви.
Грамота с порядковым номером 1137, относящаяся ко второй половине XIV века, одним своим видом подчеркивает значительность начертанного текста. Она содержит фрагмент тесемки, которая была продета через лист бересты. Эксперты предполагают, что свиток был намеренно продырявлен, повешен на берестяную веревочку и запечатан.
«Если это так, то это свидетельство того, что берестяные грамоты могли доходить до адресата в запечатанном виде. Ничего похожего мы до сих пор не встречали. Одно это уже показывает, что перед нами документ серьезный», — рассказал Гиппиус.
В берестяной грамоте идет речь о тате — воре, разбойнике. Управляющий обращается к своему господину и рассказывает ему о происшествии: пойманного вора «перемчали за робеж до Хотуня», так что его теперь невозможно стало достать. Филологи предполагают, что «за робеж» означает за пределы Новгородской земли. Город под названием Хотунь (Хатунь) когда-то находился недалеко от Москвы, теперь его не существует. Но не исключено, что имелся в виду какой-то населенный пункт близ Новгорода.
Видимо, именно представители судебной власти, не названные в письме, спасли татя от расправы на месте и увезли подальше до судебного разбирательства, которое назначено на субботу. Далее управляющий сообщает, что вора вызволили на поруку силою. Порука — известная средневековая правовая практика освобождения задержанного нарушителя под поручительство некоторых лиц. Вероятно, сила была применена к судебным приставам, которые арестовали татя, предположил лектор.
Завершается записка просьбой: «И ныне, господини, прискочи ко мне». Своим письмом автор как будто извиняется за то, что не убил татя оперативно, и теперь господину придется участвовать в судебном разбирательстве.
Банкнота из бересты
Грамота №1141, относящаяся к первой половине XII века, оказалась очень маленькой и лаконичной: на ней написаны лишь денежные единицы — три векши. Векша была самой мелкой денежной единицей Древней Руси IX–XIII веков. Три векши соответствовали 1 г серебра. Когда была сделана эта находка, археологи шутили, что это не грамота, а древняя банкнота.
В Троицком раскопе самыми богатыми на берестяные грамоты являются домонгольские слои. В этом году раскоп как раз вошел в эту эпоху, и была сделана небезынтересная находка. Свернутая шариком берестяная грамота №1140 оказалась узкой полоской, на которой читается лишь одна строка.
В письме начала XIII века сообщается о голоде и о том, что нынче не с чем было послать человека, так как в лесу нет «лова». Видимо, авторы письма не смогли передать некую дань и оправдывались перед кем-то, сообщая о неудачах в охоте. Поскольку голод на Новгородской земле встречался нечасто, эксперты смогли связать время написания грамоты с конкретной исторической датой — по предположениям, речь идет о 1215 году, когда, согласно летописям, выдалось голодное время.
Тайна имени Шелва
Берестяная грамота №52 из Старой Руссы, датируемая второй половиной XII века, удивила исследователей своей структурой. По признанию Гиппиуса, они впервые столкнулись с такой формой, а также многократной правкой. В свитке неизвестный писчик перечислил мужские имена (Борис, Цюдин, Игнат, Жас, Дмитра, Шелва) и указал, сколько у каждого из них товара. В одном месте автор трижды вносил исправления, из-за чего грамоту было сложно расшифровывать. Используется непривычная нам мера веса берковеск — весовой стандарт, которым чаще всего измеряли соль (от названия шведского города Бирка). По предположению Гиппиуса, в записке, скорее всего, речь идет именно о соли.
Лектор подробно остановился на имени Шелва, которое имеет тюркское происхождение. Это мужское имя встречалось в летописях и было в ходу в Южной Руси в XII–XVIII веке. Тюркские имена упоминались и в других берестяных грамотах. Алексей Иванович Соболевский связывал антропоним Шелва с загадочными шельбирами, которые упоминаются в «Слове о полку Игореве» как название неизвестного из других источников тюркского кочевого народа, обитавшего в южнорусских степях.
В ожидании конца света
Еще одна грамота этого сезона была найдена в Рязани. Введенский раскоп находится прямо на территории Рязанского кремля. Команда Владимира Игоревича Завьялова нашла там свиток середины XV века, получивший название «рязанская берестяная грамота №1».
Это документ совсем иного типа, чем все предыдущее, — это церковнославянский книжный текст. Несколько прочитанных слов из древнего письма заставил лингвистов поискать источник в интернете, и они легко его обнаружили. Оказалось, это рядовая Пасхалия, представляющая собой собрание расположенных по годам сведений от даты Пасхи и других праздников до 7000 года. XV век на Руси прошел под знаком ожидания наступления 7000 года от сотворения мира. Тогда, согласно распространенной концепции, должна была закончиться история мироздания и наступить конец света. Текст Пасхалии содержит предсказания о том, что произойдет в оставшиеся годы. В грамоте упомянут текст, относящийся к 1459 году.
Как в «Риме»
Настоящей победой российских реставраторов этого года стала расшифровка берестяной грамоты №13 рубежа XV–XVII веков, которая была найдена еще в 1952 году на Неревском раскопе. Ее постигла незавидная участь: она была написана чернилами, и, как только ее развернули археологи, надписи пропали и перестали читаться.
Об этом написала очевидец и участница экспедиции Инга Константиновна Лабутина, корифей псковской археологии, а тогда студентка истфака МГУ: «Был жаркий солнечный день, я находилась в центре шестого раскопа на Великой улице… Время остановилось. Осталось в памяти: застывшая Наташа (Сергеевская), береста в ее руке, необъяснимо прикованный к находке взгляд. Я следую за этим взглядом и в ту же секунду, подобно держащей бересту подруге, также замираю. Ясный текст, на мгновение появившись, не дает себя прочитать, исчезая на ярком солнце. Кажется, мне удалось уловить две-три строки. Дальнейшего не помню. Это была грамота, получившая номер 13. Никто из немногих свидетелей исчезновения текста не успел "догнать" солнце».
(Как отметил Гиппиус, история напоминает знаменитые кадры из фильма «Рим» Федерико Феллини, когда найденные древние фрески исчезают на глазах первооткрывателей под воздействием кислорода).
К счастью, в этом году стало возможно прочитать этот текст. Оказалось, что это иск, который предъявляет некий Григорий названным лицам, собираясь взыскать с них долги — в виде ржи, хмеля, льна, овса и полтины денег.
Суровая украинская грамота
В завершение лекции Алексей Гиппиус поздравил украинских археологов с замечательной находкой — свинцовой грамотой №1 рубежа XI–XII века, обнаруженной недавно в городе Полонное Хмельницкой области. Это продолжение великой традиции, идущей из Античности, которая представлена свинцовыми письмами, известными в Черноморье. Грамота пока не расшифрована, находится у реставраторов, все лингвисты с нетерпением и трепетом ожидают результат.
70 лет изучения берестяных грамот
В этом году исполнилось 70 лет с момента обнаружения первой берестяной грамоты в Новгороде. Это событие считается одним из самых значительных археологических открытий XX века. Первые десять грамот на березовой коре были обнаружены в 1951 году экспедицией Артемия Арциховского.
Через эти древние письменные документы, пролежавшие в земле более 500 лет, до нас дошли голоса, характеры, традиции русских людей, живших задолго до нас. Они писали о своих повседневных заботах — о том, что никогда не попадало в летописи и церковные книги, а сохранилось лишь на хрупкой бересте.
Грамоты сразу стали любимым предметом изучения лингвистов из Института славяноведения РАН. С тех пор археологические раскопки стали проводиться регулярно и целенаправленно. На данный момент найдены 1143 новгородские берестяные грамоты.
Лекцию полностью можно посмотреть ниже: